Вопрос
2158: 8
т.
Согласны
ли Вы с прошедшей канонизацией
новомучеников и исповедников Российских
в 2000 г.? Можно ли рассматривать их труды, как труды святых
отцов?
Расскажите немного об одном из них, Иларионе
Троицком.
Ответ:
«Владимир
Алексеевич Троицкий родился в 1886 году; отец и брат служили в храме.
Детство Володи прошло в атмосфере строгой церковности и традиций
православного благочестия. С детских лет участвовал в богослужении.
Окончил духовную академию. За выдающиеся успехи дважды посылался за
границу; преподаватель Моск.
Дух. академии,
профессор; в 1913 году пострижен в монашество с именем Иларион. В
апреле 1913 года был рукоположен в иеромонаха, в возрасте 27 лет. Что
такое академия без Христа?! Это – пустое место и мёртвый дом.
Как инспектор отец Иларион заботился в первую очередь о
воспитании в студентах церковности, привлекал их к активной церковной,
просветительской и проповеднической деятельности. Заботился он и о
внешней дисциплине. «Высокий и стройный, с очень умеренной и
пропорциональной полнотой, с ясным и прекрасным взглядом голубых глаз
(он был немного близорук, но никогда не пользовался очками), всегда
смотревший уверенно и прямо, с высоким лбом и небольшой окладистой
русой бородой, со звучным голосом и отчётливым произношением, он
производил обаятельное впечатление.
Им нельзя было не любоваться; это смелый, исключительно талантливый
человек всё воспринимал творчески. Иларион любил
говорить, что насколько христианин должен осознавать свои грехи и
скорбеть о них, настолько же он должен радоватья бесконечной милости и
благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своём
жизненном подвиге. У него самого была поразительная восторженность и
любовь ко всему, что было ему дорого и близко – к Церкви, к
России, к Академии, и этой бодростью он заражал, ободрял и укреплял
окружающих. Иларион стоит в одном ряду с такими лицами, как патриарх
Никон. Илариону нужен был простор исторической арены, чтобы
размахнуться чисто по-русски».
Илларион
сознавал, что «орёл петровского, на западный образец
устроенного самодержавия выклевал патриаршество - это русское сердце,
святотатственная рука нечестивого
Петра свела
первосвятителя Российского с его векового места в Успенском
соборе». После избрания на патриарший престол святителя
Тихона архимандрит Иларион становится его верным помощником. 12 (25)
мая 1920 года был
хиротонисан в епископа Верейского, викария Московской епархии. Ему было
34 года. В 1919 году был арестован, сидел в тюрьме около 2 месяцев,
освобожден. В 1921 году снова арестовывается, в 1923 году был
освобождён. В мае 1923 года обновленцы произвели разбойничий собор, на
котором лишили сана и монашества патриарха Тихона. Однако
обстоятельства складывались таким
образом, что власти были вынуждены выбрать новую политику.
14
(27) июня 1923 года Тихон был освобождён из-под домашнего
ареста после сделанного им
заявления в Верховный суд и на следующий день обратился к народу с
воззванием, которого от него требовали власти. В
это время Иларион стал патриарху
самым близким сподвижником. Святитель Иларион был очень гибким
церковным администратором и политиком, готовый идти на компромиссы с
властью, если за счёт этих компромиссов можно было отстоять чистоту
православной веры и нанести удар тем, кто представлял главную опасность
для церкви
изнутри. Владыка Иларион призвал патриарха
Тихона не смущаться компромиссами
в плане политическом, если от этого будет польза в борьбе с
обновленцами. Патриарх Тихон выступил с посланием 18.06.23 г.,
написанным архиепископом Иларионом; патриарх редактирует.
Конечно,
у современников эти послания вызвали разногласия, прежде
всего по политическим вопросам. Немногие знали, что за этим стоит
мучительное для совести патриарха давление со стороны власти, тяжелейшие переговоры
с властями. Патриарх как-то
пытался смягчить гонения на Церковь. Святитель Иларион вместе с
патриархом Тихоном мог бы сказать: «пусть погибнет мое имя в
истории, только бы Церкви была польза». Иларион стал правой
рукой патриарха. Он пользовался огромной популярностью у московского
духовенства и буквально обожанием народа. Он в эти дни переговорил с
сотнями священников, мирян, монахов и монахинь. Благодаря неукротимой
энергии этого человека церковная организация
в Москве была восстановлена в два дня. Так пишет А. Э. Краснов-Левитин
- участник обновленческого движения. Владыка Иларион настоял на том,
чтобы обновленческих
клириков принимать через покаяние. А если свой сан получили в
обновленчестве, тогда этот сан не признавать.Обновленческие
храмы все заново освящались, как еретические.
15/28) июля 1923 года произошло публичное покаяние перед патриархом Тихоном
митрополита Сергия (Страгородского) в Донском монастыре. Патриарх
возложил на него крест и панагию, а владыка Иларион вручил ему белый
клобук. В ноябре 1923 года владыка был вновь арестован – на
три года конц.
лагерей. Увидев ужас
обстановки он воскликнул: «Отсюда живыми мы не
выйдем». На Соловках он был сетевязальщиком и рыбаком.
Когда
пришло известие о смерти Ленина, заключенных заставили простоять пять
минут в молчании. Владыка же демонстративно лежал на нарах и говорил:
«Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда
явился, бесам какое торжество». В конце лета 1925 года
Иларион был неожиданно доставлен
в Ярославль. Ему добавили срок за неуступчивость власти и отправили
на Секирку,
в штрафной изолятор, где смерть была обыденным явлением.
В июле
1926 года Иларион выступил как один из инициаторов
«Соловецкого послания» – обращение
находящихся в соловецком лагере православных епископов к правительству.
29 июля 1927 года вышла декларация митр.
Сергия. Иларион выступил с
резкой критикой тех, кто пошёл на раскол, напоминал
о безгласии епископов в синодальные времена,
когда перевод на другие кафедры был обычным явлением.
По мнению владыки, отделение от митрополита Сергия – «преступление, по
условиям текущего момента весьма тяжкое». В конце 1929 года
власти решили выслать святителя в Казахстан на
вечное поселение. 6.12.29
перевели из тюрьмы в больницу Гааза
- сыпной тиф. Когда в больнице заявили, что его надо обрить, владыка сказал:
«Делайте, со
мной теперь, что хотите». 15 (28) декабря 1929 года
скончался. Святителя невозможно было узнать. В гробу лежал измождённый
старец с обритой
головой - ему было 43 года. Власти отдали тело с условием, чтобы не было никакой
торжественности отпевания и никаких надгробных речей. При отпевании был
митрополит Серафим
(Чичагов), архиепископ Алексий (Симанский), епископ
Амвросий (Либин), и епископ Сергий (Зенкевич). А само отпевание
совершал епископа Николай (Ярушевич). На отпевание и погребение
стихийно пришло несколько тысяч верующих
Петербурга».
Канонизация
– дело рискованное,
самонадеянное. Только
Бог знает, кто и где будет после смерти. 1Кор.4:5 –
«Посему не судите
никак прежде времени, пока не придёт
Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные
намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».
Вышла книга Илариона «Без
Церкви нет спасения». По книге видно, что у него не было
живого, евангельского обращения к Богу, личной встречи со Христом,
по Писанию, как у Апостола
Павла. Традиции, корни, полнота Церковная - сегодняшний батюшка. И, тем
более, окончательный сергианец,
защищавший эту
скверну. Может за это его и
вызволили из концлагеря, да Бог не дал больше жизни. Рассуждения его в
статьях показывают, что он не понимал вреда
монашества в том виде, в каком оно есть, что оно запечатало главные
силы России, и Русь обескровленной пала перед натиском мира. Иларион не
мог без структуры церковной ни шагу ступить, и потому их тёпленькимибрали,
как в одном муравейнике. Они к гонениям совершенно не готовились, в
катакомбы не шли и гибли десятками тысяч. Труды его можно читать, но не
всё в них можно принимать безоглядно, всё нужно сравнивать с Библией.
|