Вопрос
2612: 12т.
Зарубежная
церковь первая прославила патриарха Тихона. Какие основания были для
этого и что это давало? Разве без Тихона молитвы наши Бог уже и не
слышит?
Ответ:
На
подобные вопросы я уже не раз отвечал: ни о какой канонизации Писание
не говорит – это прерогатива Самого
Господа Бога. Любую канонизацию считаю дерзостью и вызовом
Богу и Его Страшному Суду, предвосхищенному кучкой дедушек. 1Кор.4:5 –
«Посему не судите
никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое
во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому
будет похвала от Бога».
О Тихоне пишет епископ Григорий Граббе так:
«При этом Белавин проявлял большое терпение и свойственный
ему безобидный юмор. Патриарх Тихон, в миру Василий
Белавин, родился 19 января 1865 г. в Торопце,
Псковской губернии. Отец его был священником. По окончании Духовной
Академии в 1888 г. Василий Белавин был назначен преподавателем
Псковской Духовной Семинарии. Только в декабре 1891 г. он был пострижен
в монашество и рукоположен во иеромонахи
с именем Тихона. (26 лет). Как всегда бывает при революционных
движениях, все говорили о правах и мало вспоминали об обязанностях.
Такие люди старались в заседания Собора внести дух революционных
собраний. Они твёрдо надеялись через Собор осуществить в Русской Церкви
реформацию. И, конечно, более
всего они боялисьвосстановления Патриаршества. Формально, в обширной
повестке Собора и программе, охватывавших все
стороны церковной жизни, о Патриаршестве не было сказано ни слова.
Вопрос этот в Отделе о Высшем Церковном Управлении был поднят впервые мирянами.
Даже не все епископы поначалу сочувствовали Патриаршеству.
…С
падением православного Царства Святая Русь была обезглавлена. Теперь
возглавил её патриарх Тихон, и он живо чувствовал историческую
ответственность, которая легла на его плечи. Патриарх чувствовал, что и
эти преступники подлежат его попечению, как благостного пастыря. Он
продолжал: «И Господь как бы говорит мне так: иди, разыщи
тех, ради коих ещё стоит и держится Русская Земля. Но не оставляй и
заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, - овец поистине
жалких. Паси их, и для сего возьми жезл сей,
жезл благоволения. С ним овцу потерявшуюся отыщи, угнетённую возврати,
поражённую - перевяжи, больную укрепи, разжиревшую и буйную - истреби,
паси их по правде».
(«Властью,
данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым. Анафематствуем вас..,
заклинаем верующих чад Православной Церкви с таковыми извергами рода
человеческого не вступать в какое-либо общение»).
…Патриарху
в больнице скоро полегчало,
и он опять стал выезжать на
службы в разные церкви, но он уже продолжал трудиться через
силу… Вопрос об объявлении Патр. Тихона отпавшим ни
в Синоде, ни в Соборе никогда не обсуждался. Он умер в 1925 г. и в 30-х
годах поздно было обсуждать вопрос о его таинствах. О возможности
признания их не-таинствами я
никогда ни от кого не слышал. Даже в отношении м. Сергия в тридцатых
годах вопрос не ставился в такую плоскость. Может быть, нам это
приписывали евлогиане.
Я не удивлюсь, если в отношении канонизаций для принадлежащих
к Патриархии в какой-то мере вопрос может определяться поговоркой:
«И хочется, и колется, и маменька не велит». Те
имена подвижников, которые Вы приводите, не могут вызывать возражений. Паисия Величковского наш
Собор уже прославил, то же блаж. Ксению. Сомнение может вызывать Димитрий Донской:
я никогда не слышал о народном почитании его как подвижника веры, хотя
и известно было почитание им преп. Сергия. Не слышал и не читал о том,
чтобы к нему молитвенно обращались, или служились ему панихиды в
народе. Народный герой может не быть святым. Народный герой не
обязательно святой. Вопрос о праве Московской Патриархии совершать
канонизации стоит в зависимости от вопроса об её правомочности вообще.
В сущности, канонизация в Православной Церкви не есть
«производство», как у католиков, а утверждение и
богослужебное осуществление почитания святых, уже существующего в
сознании пастырей и паствы. Через это почитание и услышанные молитвы в
чудесах мы познаем,
что тот или иной подвижник прославлен Богом. Дело проще в отношении
мучеников, почитание которых поэтому иногда совершалось чуть
ли не сразу после их кончины».
Пророки
– это критики, я понимаю так,
Слова
не застревали, как у попов, в гортани,
Путёвку
на Голгофу задолго до креста
Выписывали
им – затем и срок настанет.
Всегда
не по течению и многим вопреки,
Пугали
и стращали войной,
голодной смертью.
Просили:
«Не перечь! Во благо прореки!»…
Что
стоило сказать в угоду, не по вере?
Но
до конца, до самого, до безысходной точки
Громили,
укоряли, стыдили на весь свет.
У
каждого есть мнение… Кто с колокольной кочки
От
этих неприязненных воспринимал совет?
Пророки-проповедники
востребованы были,
Во
рву, где львы голодные, во чреве
у кита;
Бросали
их в котёл, варили, словно мыло,
За
то, что шеи
мылили задолго до Христа.
Их
книги для чего-то сумели сохраниться,
Переведёны
были, заговорили внятно.
Дух
обличения на огненных страницах
Сдирает
с нас проказу, неразуменья пятна.
Как
говорится, жили они подобно нам,
Страдали,
зябли в холоде, подчас недоедали,
Их оскорбляли
неучи и лжепророк пинал,
Их
вопли и удары дошли до нашей дали.
С
рутиной, с безразличием им не дано смириться.
Ломали
всё обычное, привычное тепло,
Во гневе
рвали корни и лучшие традиции -
От
полноты церковной их вправо занесло.
Как
мало, кто послушал, сугубо поддержал,
Восстал
за них стремительно и громко;
В
защиту Богом посланных кто
выхватил кинжал,
За
перестройку выступил, ревизию
и ломку?
Пророки,
к вам взываю по лестовке ремённой,
Перечисляю
вас, как авторов библейских;
Хочу
Христу служить Евангельским ослёнком,
Подковкой
у ослёнка и то мне очень
лестно. 7.2.05. ИгЛа
|