Вопрос
3584: 24
т.
Хотя
Вы и против канонизации,
а всё же есть ли такие, кому хотели бы молиться, как принято прибегать
с молитвой к святым, а этот человек не прославлен церковью? И если бы
Вы имели власть, то за кого бы стали ходатайствовать о его канонизации?
Ответ:
Канонизация
– антиевангельское занятие. Кто обратился к Богу, уверовал во
Христа, кто жил в Духе Святом по Евангелию, всё исполняя с любовью, -
они названы святыми. Деян.9:13 –
«Анания отвечал:
Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святымТвоим
в Иерусалиме». Деян.9:32
– «Случилось,
что Пётр, обходя всех, пришёл и к святым,
живущим в Лидде». Не
надо думать, что живущие в селении были монахами. 1Пет.1:15 –
«но, по примеру
призвавшего вас Святого, и сами будьте
святы во
всех поступках».
Попробуйте сегодня назвать святым вашего знакомого, о котором хорошо
известно, что батюшка им был недавно из-за чего-то недоволен. Мнение
всех будет на стороне настоятеля, а не на стороне Павла. Апостол же
живущих и в столице империи равно величает святыми. Рим.1:7 –
«всем находящимся в
Риме возлюбленным Божиим, призванным святым».
Обращаясь к христианам, живущим в портовом городе и
отличашимися далеко не лучшей нравственностью послание начинает точно с
той же ноты с
утверждения, что они уже святые. И это было для всех не в странность, а
привычно.1Кор.1:2 –
«церкви Божией,
находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым», 1Кор.6:1 –
«Как смеет кто у вас,
имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» 2Кор.1:1 –
«Павел, волею Божиею
Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в
Коринфе, со всеми святыми по
всей Ахаии». В какую
бы часть Вселенной ни писал послания Павел, он знал, что везде все его
дети духовные – святы. И эта святость дана через очищение от
грехов, от любой скверны кровью Иисуса Христа. Ефес, Филиппы, Колоссы,
Солунь просвещались проповедью святых, искупленных кровью Иисуса святых. Еф.1:1
– «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа,
находящимся в Ефесе святым и
верным во Христе Иисусе» Фил.1:1 – «Павел
и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем
святым во
Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами»
Кол.1:2 – «находящимся в Колоссах святым и
верным братиям во Христе Иисусе». 1Фесс.5:27 –
«Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям».
Выходит так, что православные вообще и не знают, что они уже искуплены
Спасителем и названы Духом Святым и Апостолами не великими грешниками,
не «яко свинья в калу», но святыми и избранными.
Тогда при чём же тут канонизация? Если верить в канонизацию, то помимо
канонизированных нет уверенности в спасении ни одного человека? Все
остальные христиане разве пошли после окончания земного поприща в
канализацию? Почему нет в списке святых книжника Ездры, собравшего
книги Ветхого Завета? Его нет в святцах и никто не имеет права назвать
своего ребёнка в честь его. А в честь Владимира-язычника миллионы
Володек, Вованов и Вовчиков.
Вот
житие Герасима Заиорданского
за 4 марта, жившего в V веке (скончался в 475 году). Чем же он
прославился? Жили в монастыре 70 подвижников, и они расходились на
неделю по кельям в пустыне и им нельзя было огня засветить ни под каким
видом, чтобы ночью почитать святые книги. И пищу разогревать нельзя
было и держали они обет полного молчания. И про Герасима никт,о бы не
знал, если бы его лев не прославил. Герасим вытащил у льва занозу,
перевязал уже загноившуюся рану и лев привязался к нему, стерёг
монастырского осла. Но однажды лев отошёл от осла и заснул на солнышке
– по монашескому обычаю. И тут проезжавший купец, видя
бесхозную скотинку, приватизировал её. Герасим был убеждён, что лев
скушал подъяремное животное. Герасим возложил обязанности водовоза на
льва за съеденное травоядное животное. И лев безропотно
«пахал» на монахов. Но однажды тот купец пришёл с
тем ослом к Иордану. Лев оказался некстати как раз там и узнал своего
осла. Кинувшись с рёвом к бедному животному, до смерти напугал
караванщиков, которые в страхе разбежались, а лев схватил за повод узды
и потащил осла к Герасиму. Но так как к ослу были привязаны ещё и 3
верблюда с поклажей, то он враз сделал богатыми монахов. После этого
лев уже появлялся у Герасима только иногда. Когда же лев пришёл в
очередной раз, братия сказали ему, что Герасим умер. Лев ревел и не
хотел успокаиваться. Савватий повёл льва на могилу старца. Лев там
ударился головой о землю и издох. Вот и вся история про Герасима.
Приручил одного льва, но не сделал его христианином, ибо жизнь
самоубийцы-льва и говорит, что в нём был дух непокорства воле Божией. И
эта душещипательная история вошла во все прологи и жития. А что же
здесь из труда апостольского? Какая душа обратилась в людском зверинце?
Сей Герасим увёл в пустыню, может быть, не одного молодого человека,
как тот Кириак, который с ним жил. В том монастыре ныне живёт один
монах – стены охраняет. И ни от того прославленного церковью
монаха Герасима, ни от этого хранителя стен никому нет пользы никакой
за полторы тысячи лет.
И
вот рассказ-быль про иного Герасима (почтенный – греч.).
Жил в России профессор Герасим
Петрович Павский (умер
в 1863 году). Переводит с еврейского языка, с оригинала, на родной нам
русский язык книги Библии. Именно его уму и труду принадлежит вот уже
более 150 лет перевод Псалтири и Евангелия от Матфея. Миллионы людей
нашли и находят ежедневное утешение в этом чудном переводе. За семью
печатями бывший текст засиял всеми красками. И кто знает про этого
Герасима? И почему он не канонизирован, не почтен, сообразно своему
имени? Феофан Затворник, который больше всех противился протоиерею
Герасиму в переводе с еврейского оригинала на русский книг Библии,
– святой, а этот, ставший отцом тысяч рождённых от Евангелия,
благодаря которому тысячи лютых безбожников-львов стали ягнятами,
вообще не известен даже на слух. Неужели и тут ещё нужно говорить, что
канонизацией занимаются монахи и они в списки святых пишут
«по блату» своих, кому они тоже не подражают, а
только кичатся чёрными одеждами да шапками-клобуками. Из переводчиков
Библии на разговорный великорусский язык теперь канонизировали уже
двоих: митрополита Филарета (Дроздова)
и архимандрита Макария Алтайского (Глухарева).
Почему не канонизировали Даниила Авраамовича Хвольсона, переведшего
большую часть Ветхого Завета? Да только потому, что канонизаторы
– мирские люди, любящие своё земное отечество и алчущие
расширять его границы. Они будут ещё и Жукова Георгия канонизировать, и
Иосифа Сталина, как Димитрия Донского и адмирала Феодора Ушакова? Если
празднование святому есть подражание ему, по слову Иоанна Златоуста, то
почему подражали сидящему во тьме Гарасиму и не подражали тому новому
Герасиму, кто дал миллионам свет духовный – переводил
Библейские книги на наш родной язык? Иоан.15:20 –
«Помните слово,
которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали,
будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Иоан.16:3 –
«Так будут поступать,
потому что не познали ни Отца, ни Меня».
Как
хочешь ты трудись; Но
приобресть не льстись
Ни
благодарности, ни славы,
Коль
нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
Крестьянин
на заре с сохой Над полосой своей трудился;
Трудился
так крестьянин мой, Что градом пот с него катился;
Мужик
работник был прямой. Зато, кто мимо ни проходит,
От
всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку
это в зависть вводит.
Хвалы
приманчивы, – как их не пожелать!
Мартышка
вздумала трудиться:
Нашла
чурбан, и ну над ним возиться! Хлопот
Мартышке
полон рот: Чурбан она то понесёт,
То
так, то сяк его обхватит, То поволочет, то покатит;
Рекой
с бедняжки льётся пот;
И,
наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А
всё ни от кого похвал себе не слышит.
И
не диковинка, мой свет!
Трудишься
много ты, да пользы в этом нет. Крылов.
1811
|