Вопрос
3816: 26
т.
Какому
святому искренно можно молиться без поправок
в уме на то, что он что-то всё же делал не так ?
Ответ:
Таких,
видимо, нет, не считая Апостола Павла. Я признаю всех святыми, но про
себя всё же знаю, что надо бы вот в таком-то месте вот так, а не
шаблонно-монашески. Куда уж выше миссия была у Кирилла с братом его
Мефодием! Но как только они выполнили, по их мнению, полностью своё
посланничество от земного царя, так тотчас же снова и скрылись в
монастырское уединение. И если бы не царь их Михаил, вызволивший их из
монашеских келий и уговоривший пойти на благовестие, мы бы и не знали
про этих двух затворников. Тут царю их Михаилу нужно не меньшую похвалу
воспеть, а его имя даже знатоки не знают. Почему? Да только потому, что
царь не был монахом. Потому его разумение необходимости благовестия
есть просто ничто в сравнении с монашеским уединением и созерцанием в
молитвенном духе. Почему бы не организовать школу миссионеров и не
послать бы потом к мусульманам, к евреям? Видели бы они, что выпарилось
через их созерцание в кельях, когда развернутым фронтом идут
магометане, еретики и прочие нехристи. Вот как это описано в житиях: (11
мая) (+869г.
и +885г).
«Ничего
никому не сказав, он
отправился в Золотой Рог и там скрылся в одном монастыре. Долго искали
Константина и только через 6 месяцев нашли его. Занять прежнюю
должность они не могли уговорить его… В это время блаженному
Константину было 24 года. Царь вместе с патриархом собрали собор, на
который позвали Константина и сказали ему: «Слышишь ли,
философ, что говорят скверные Агаряне на нашу веру. Если ты слуга и
ученик Святой Троицы, иди
и обличи их…». В Константинополе царь и патриарх
встретили блаженного Константина с похвалою за тот богоугодный труд,
которой он выполнил. Но не долго был Константин в Царьграде. Скоро он
ушёл в одно тихое и глухое место, где стал заботиться только
о своём спасении…
Отсюда Константин отправился на Олимп, к старшему брату Мефодию, с
которым и стал жить вместе, исполняя в постничестве иноческие
подвиги… В это время к греческому царю Михаилу пришли послы
от Козар.. Тогда
царь Михаил по
совету святейшего
патриарха Игнатия,
бывшего после святого Мефодия, решил отправить к Козарам блаженного
Константина, которогопризвали с
Олимпийской горы… Святые Константин и Мефодий взяли часть
святых мощей и возили их всюду, куда сами ходили… В этих
беседах Мефодий почти не принимал никакого участия, так как был меньше
обучен, чем Константин: он, как бывший воевода, лучше знал, как
обходиться с народом, чем как вести учёные беседы. Поэтому Константину,
который с малых лет был искусен в науках, хорошо знал Священное Писание
и был хорошим проповедником, готовым дать ответ на всякий вопрос,
пришлось одному вести беседы о вере; Мефодий же помогал Константину
своею богоугодною молитвою.
…В
Царьграде Константина и Мефодия приняли с великою честью, как
Апостолов. Им предлагали сан епископский, но они не захотели его
принять. Мефодий же сделался
игуменом Полихрониева
монастыря, а Константин поселился при церкви святых Апостолов. Вскоре
оба былипризваны на
новые труды.
Борис
или Богорис царь болгарский, после войны с Греками, пожелал принять
христианскую веру… Мефодий предпринял путешествие в
Болгарию. Он изобразил на стене царской палаты Страшной Суд и объяснил
царю блаженство праведников и муки грешников. Царь, уже приготовленный
словами и примером сестры и чудесным прекращением бедствий, принял
христианскую веру. Это было в 860 или в 861 году. Не успели Константин
и Мефодий окончить начатого дела крещение болгарского народа, как новое
поприще открылось для их Апостольской деятельности. Князь моравский
Ростислав, по научению Божию, держал совет со своими князьямии со всем
народом моравским о том, чтобы послать послов к греческому царю Михаилу
с просьбою прислать христианских учителей… Царь Михаил
собрал собор, на которой был позванфилософ
Константин. Ему царь объявил желание Славян и сказал:
«Философ, я знаю, что ты нездоров; но необходимо тебе идти
туда, так как никто не может выполнить этого дела лучше
тебя»… В скором времени Бог, слушающий молитвы
рабов Своих, исполнил то, о чём просил Константин. Он изобрёл
славянскую азбуку, содержащую в себе 38 букв, а затем приступил к
переводу греческих священных книг на славянский язык. В этом ему
помогали блаженный Мефодий и ученики. Перевод священных книг был начат
с первой главы Евангелия от Иоанна… После этого Константин
вместе с братом Мефодием и с учениками отправился в славянские земли.
Царь дал им в дорогу достаточное количество всяких необходимых
вещей… Вручая Славянам бесценный дар — слово Божие
на родном языке, Константин в предисловии к святому Евангелию говорит
им: «услышьте, все славяне, слово, которое крепит сердца и
умы».
Устрояя училища для славянских отроков, они приобрели много учеников,
готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в
своём народе. С этою целью, чтобы посвятить своих учеников в священной
сан, святые братья задумали отправиться в Рим. К тому же, бывший в то
время, папа Николай, узнав об успехах проповеди святых Константина и
Мефодия, желал видеть их в Риме, как Ангелов Божиих. На другой день
Константин пожелал принять схиму, при чем был назван Кириллом. Болезнь
его продолжалась 50 дней.
Однажды
во время своей болезни Кирилл обратился к Мефодию с такими словами:
«Вот, брат, — говорил он ему, — мы с
тобой были как дружная пара волов, возделывающих одну ниву, и вот я
падаю на борозде, окончив свой день. Я знаю, что ты сильно возлюбил
гору Олимп,
но ради горы не думай оставлять своего учения. Этим
подвигом ты лучше можешь
достигнуть спасения».
…Перед тем как опускать гроб, епископы сказали:
«Откроем раку и посмотрим: не взято ли что-либо от святых
мощей?» Но как ни старались, они не могли, по усмотрению
Божию, открыть раку, и тогда святые мощи опустили по правую сторону
алтаря в церкви святого Климента.
После
этого старый враг и противник истины воздвиг против Мефодия моравского
князя и немецких и латинских епископов этого края. Святой Мефодий был
позван на совет, на котором ему предложили такой вопрос:
«Зачем ты учишь в нашей области?» «Если
бы я знал, — отвечал на это святой Мефодий,— что
это ваша область, то я не учил бы здесь, но эта область принадлежит
святому Апостолу Петру. Если же вы ради ссоры и лихоимства будете
поступать не по правилам, возбраняя проповедывать учение Божие,
берегитесь, чтобы, когда будете пробивать железную гору головною
костью, не проломить свою голову».
«Говоря
с гневом, — отвечали епископы, — ты сам на себя
накликаешь беду». «Я не стыжусь говорить истину и
пред царями, — отвечал святой Мефодий.— Вы же
относительно меня, как хотите, так и поступайте. Я не лучше тех,
которые за правду переносили многие мучения в этой жизни».
Много
было произнесено речей на этом собрании, но сказать что-либо против
Мефодия его противники не могли. Много говорили епископы относительно
Мефодия. Наконец сослали его в Швабию, где содержали в темнице два с
половиною года. В темнице немцы всячески издевались над св. Мефодием:
не давали есть по несколько дней; когда была зима, они его, босого, с
непокрытою головою, выводили на тюремной двор, ставили на снегу и
заставляли его так стоять на одном месте сутки, а то и больше. Они били
даже святого Мефодия батогами. Но Господь сохранял и укреплял святого.
Большое утешение доставляли святому его ученики, которые часто навещали
его в темнице. Дошло известие о заключении святого Мефодия до папы.
Узнав об этом, папа Иоанн VIII, преемник Адриана II, прислал проклятие
на немецких епископов и запрещение совершать им литургию до тех пор,
пока не освободят Мефодия. Тогда епископы освободили Мефодия, но
сказали Коцелу, паннонскому князю: «Если ты возьмёшь к себе
Мефодия, не считай нас за доброжелателей».
Однако
сами эти епископы не избегли суда Божие и Апостола Петра. Четверо из
них скоро умерли». «Папа Иоанн, желая в это время
получить помощь против Сарацын от немецкого короля, принял сторону
немецких священников и прислал в Моравию такое послание, которым
запрещалась славянская служба и только было позволено говорить на
славянском языке проповеди. Мефодий, прочитав сие послание, оказал:
«Что же будет теперь? Будут
люди приходить в церковь и стоять, ничего не понимая. И позабудут
учение Христово и воскреснут в Моравии языческие обычаи. Нет, я не
стану служить по латыни, это
будет людям во
вред».
Немецкие священники донесли об этом папе, и папа потребовал Мефодия в
Рим. Святой Мефодий прибыл в Рим и папа учредил над ним суд».
Великий
день Кирилловой кончины —
Каким
приветствием сердечным и простым
Тысячелетней
годовщины Святую память мы почтим?
Какими
этот день запечатлеть словами,
Как
не словами, сказанными им,
Когда,
прощаяся и с братом и с друзьями,
Он
нехотя свой прах тебе оставил, Рим...
Причастные
его труду,
Чрез
целый ряд веков, чрез столько поколений,
И
мы, и мы его тянули борозду Среди соблазнов и сомнений.
И
в свой черёд, как он, не довершив труда,
И
мы с неё сойдём, и, словеса святые
Его
воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не
изменяй себе, великая Россия!
Не
верь, не верь чужим, родимый край,
Их
ложной мудрости иль наглым их обманам,
И,
как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого
служения славянам»... 1869.
Фёдор Тютчев
Лук.11:49-60,52
– «Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним
пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да
взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания
мира… Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения:
сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
Многие
мирские песни и стихи у духовного человека сами перекладываются на
возвышенный, а не на призёмлённый тон.
Минула
страсть, и пыл её тревожный
Уже
не мучит сердца моего,
Но
разлюбить тебя мне невозможно,
Все,
что не ты, – так суетно и ложно,
Все,
что не ты, – бесцветно и мертво.
Без
повода и права негодуя,
Уж
не кипит бунтующая кровь,
Но
с пошлой жизнью слиться не могу я,
Моя
любовь, о друг, и не ревнуя,
Осталась
та же прежняя любовь.
Так
от высот нахмуренной природы,
С
нависших скал сорвавшийся поток
Из
царства туч, грозы и непогоды
В
простор степей выносит те же воды
И
вдаль течёт, спокоен и глубок. 1858.
А.К.Толстой
Иер.17:21
– «Так говорит Господь: берегите души свои».
Любая
душа, жаждущая общения с Богом, но не допущенная к Библии, могла бы
сказать с упрёком к монаху:
Не
говори! Меня он как и прежде любит,
Мной,
как и прежде дорожит...
О
нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть,
вижу, нож в его руке дрожит.
То
в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена,
в душе уязвлена,
Я
стражду, не живу... им, им одним живу я –
Но
эта жизнь!.. о, как горька она!
Он
мерит воздух мне так бережно и скудно,
Не
мерят так и лютому врагу...
Ох,
я дышу ещё болезненно и трудно,
Могу
дышать, но жить уж не могу! 1851.
Ф.И.Тютчев
Ис.28:20
– «Слишком коротка будет постель, чтобы
протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него».
Каждая душа венчается со Христом в крещении. И когда человек отступает,
то меркнет вся красота природы и даже самые близкие люди такими
тусклыми кажутся. Ищут, кого обвинить, чтобы через самооправдание хотя
бы как-то уменьшить свою горесть.
Я
не люблю себя такой,
не нравлюсь я себе, не нравлюсь!
Я
потеряла свой покой, с обидою никак не справлюсь.
Я
не плыву, — иду ко дну, на три шага вперёд не вижу,
себя
виню, тебя кляну, бунтую, плачу, ненавижу...
Опамятуйся,
просветлей, душа! Вернись, былое зренье!
Земля,
пошли мне исцеленье, влей в тёмное моё смятенье
спокойствие
твоих полей!
Дни
белизны... чистейший свет... живые искры снежной пыли...
«Не
говори с тоской — их нет, но с благодарностию —
были».
Всё
было — пар над полыньёй, молчанье мельницы пустынной,
пересечённые
лыжнёй поляны ровности простынной,
и
бора запах смоляной, и как в песцовых шубах сучья,
и
наводнённое луной полночной горницы беззвучье...
У
всех бывает тяжкий час, на злые мелочи разъятый.
Прости
меня на этот раз, и на другой, и на десятый, —
ты
мне такое счастье дал, его не вычтешь и не сложишь,
и
сколько б ты ни отнимал, ты ничего отнять не сможешь.
Не
слушай, что я говорю, ревнуя, мучаясь, горюя...
Благодарю!
Благодарю! Вовек не отблагодарю я! В.
Тушнова
Иов.6:14 –
«К страждущему должно
быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к
Вседержителю». В
иудейском народе мало кто видел полное отступление. Всё в обрядности
пытались выразить своё отношение к Богу.
Среди
священников левитом молодым
На
страже утренней он долго оставался.
Ночь
иудейская сгущалася над ним,
И
храм разрушенный угрюмо созидался.
Он
говорил: «Небес тревожна желтизна,
Уж
над Евфратом ночь, бегите, иереи!»
А
старцы думали: «Не наша в том вина;
Се
чёрно-жёлтый свет, се радость Иудеи».
Он
с нами был, когда, на берегу ручья,
Мы
в драгоценный лён субботу пеленали
И
семисвечником тяжёлым освещали
Иерусалима
ночь и чад небытия. 1917.
Осип Мандельштам
Иер.13:24
– «Поэтому развею их, как прах, разносимый ветром
пустынным». Иез.5:12 – «Третья часть у
тебя умрёт от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падёт
от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и
обнажу меч вслед за ними».
Разрушение
видимых святынь и превращение их в ничтожество – знак
отвержения.
Полутьма
и поля, в горизонты оправленные,
широки
как моря.
Усечённые
и обезглавленные Церкви бросили там якоря.
Эти
склады и клубы прекрасно стоят,
занимая
холмы и нагорья,
привлекая
любой изучающий взгляд
на
несчастье себе и на горе.
Им
народная вера вручала места,
и
народного также неверья
не
смягчила орлиная их красота.
Ощипали
безжалостно перья.
Перерубленные
почти пополам, небеса до сих пор поднимают,
и
плывёт этот флот по лугам, по полям,
все
холмы, как и встарь, занимает.
Полуночь,
но до полночи — далеко.
Полусумрак,
но мрак только начат.
И
старинные церкви стоят высоко.
До
сих пор что-то значат. Б.Слуцкий
Иер.11:20
– «Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий
сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил
я дело моё».