Вопрос
3915: 27
т.
Жанна
Бичевская ратует за канонизацию Ивана Грозного.
Разве она не знает, что тот убил своего родного сына?
Ответ:
Подобных
вопросов не перечесть. И они настолько ненужные, и деяния по
канонизации любой ничего не дают и только отводят от благовестия.
Благовестие – основное назначение церкви. Когда Шукшин
прослушал пение Шаляпина на религиозные темы, он прослезился и сказал:
“А мы.. чёрт знает чем занимаемся”. “Иван
Грозный: на протяжении веков его называли одним из самых ужасных
злодеев за всю российскую историю, утонувшим в крови тираном, убившим
собственного сына и создавшим первую в стране секретную полицию. Попробуйте
убедить в этом Жанну Бичевскую. Известная с советских времен
исполнительница народных песен теперь поёт баллады, посвящённые этому
царю, и пропагандирует на государственной радиостанции идею его
канонизации. Когда она рассуждает о его святости, её глаза наполняются
слезами. Жанна посвятила царю XVI века, которого она называет воином,
служившим церкви и истреблявшим врагов России, свой последний альбом,
вышедший этим летом. Один из дисков она лично передала Патриарху
Алексию II. В какой-то из песен с этого диска говорится, что Бог
отметил Ивана святым нимбом. «Они называют его еретиком, но
на самом деле он святой», – заявила Жанна в
интервью.
Бичевская
не одинока в своём почитании грозного царя, который, по словам
историков, уничтожил тысячи сограждан. Существует целое движение,
которое призывает РПЦ объявить его святым. В это движение входят
священники, пошедшие против официальной линии РПЦ,
политики-националисты и радикальные националистические газеты,
монархисты и всё больше и больше простых православных верующих. По
словам представителей РПЦ, это движение является серьёзной проблемой
для церкви, поскольку оно ведёт свою пропаганду и подминает под себя
тысячи людей, угрожая единству церкви. Патриарх Алексий открыто
возмутился против идеи канонизации Ивана, назвав
«безумием» попытки уравнять «убийц и
мучеников, развратников и святых». В настоящий момент
комиссия РПЦ по канонизации собирает исторические свидетельства,
доказывающие, что Иван Грозный не может быть причислен к лику святых. В
прошлом «проивановские» силы уже достигали
некоторого успеха. В 2000 году та же самая коалиция добилась
причисления к лику святых последнего российского царя Николая II
(Романова), казнённого вместе со своей семьёй большевиками в 1918 году. Церковь
поддалась этому
давлению, несмотря на то, что был прекрасно известен антисемитизм
Николая, и то, что он потворствовал еврейским погромам в России.
Жизнь
Ивана Грозного делает его самой неподходящей кандидатурой в святые. Он
первым из русских князей начал именовать себя царём, он построил
великолепный Собор Василия Блаженного на Красной Площади в память о
своей победе в Казани, он проиграл полякам и шведам Ливонскую войну,
которая длилась 24 года. Он создал вселявшую ужас «секретную
полицию», членов которой называли опричниками, и возглавил
погром, в результате которого в 1570 году были убиты тысячи жителей
Новгорода. В 1581-м он убил своего сына Ивана. Он был женат 7 раз
(притом что православная церковь разрешает не более четырёх браков);
он, как предполагается, участвовал в убийстве митрополита Филиппа,
который порицал террор Ивана и позднее был причислен к лику святых. В
детстве Иван Грозный любил сбрасывать животных с крыши, а когда подрос,
устраивал пытки, инсценирующие библейские адовы муки. Современные
фанаты Ивана Грозного называют все это «мифами, легендами и
ложью», созданными русофобами, католиками и евреями. Вместо
этого они величают Ивана первым российским императором, раздают на
общественных мероприятиях открытки с изображением иконы Ивана с одной
стороны и молитвой за него с другой. Существует CD-диск, на котором
собраны свидетельства, которые должны подтверждать их правоту, в
частности фреска XVI века одной из церквей Кремля, где царь изображён с
нимбом над головой. Одной из главных причин роста популярности идеи
канонизации Ивана Грозного может быть «наивное
невежество» прихожан в отношении их собственной истории после
десятков лет советских репрессий. Во времена террора Иосифа Сталина в
1930-е и 1940-е годы советский диктатор создал нечто вроде культа Ивана
Грозного, делая упор на его духовность и кампании по обузданию
соперничающих князей. Сегодня некоторые сторонники Ивана Грозного
призывают заодно канонизировать и Сталина. По словам Бичевской, сейчас
они учат людей молиться о царе Иване. В советские времена Бичевская
прославилась как исполнительница народных песен, печальных баллад,
которые в свое время казались подрывными. В 1998 году она заявила, что
нашла Бога, встретив человека, ставшего её мужем, сочинителя
религиозных песен из Тулы. Сегодня свой религиозный национализм Жанна
дважды в неделю пропагандирует на государственной радиостанции
«Голос России». Тирады против богатых
«олигархов», лидеров бизнес-сообщества,
перемежаются с призывами отобрать православную церковь у
коррумпированной иерархической верхушки. «Они называют нас
раскольниками, – жалуется Жанна. – Они называют нас
разрушителями православия».
К Патриарху Бичевская относится свысока, называя его «просто
боссом», окружённым в советском стиле привилегированными
назначенцами – прямо «церковное
политбюро», замечает она. По её словам, после каждой
передачи, в которой она упоминает об Иване Грозном, она получает мешки
писем. «Люди благодарят меня, просят прислать им иконы и
молитвы за Ивана Грозного». С одной стороны, она не отрицает,
что Иван принимал участие в зверствах. С другой – она
уверена, что всю эту «грязь» об Иване состряпали
католики”.
1Тим.1:7
– “желая
быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того,
что утверждают”. Кол.2:18 –
“Никто да не
обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов,
вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим
умом”.
Не
тем, Господь, могуч, непостижим
Ты
пред моим мятущимся сознаньем,
Что
в звёздный день Твой светлый серафим
Громадный
шар зажёг над мирозданьем
И
мертвецу с пылающим лицом
Он
повелел блюсти Твои законы,
Всё
пробуждать живительным лучом,
Храня
свой пыл столетий миллионы.
Нет,
Ты могуч и мне непостижим
Тем,
что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу
в груди, как оный серафим,
Огонь
сильней и ярче всей вселенной.
Меж
тем как я – добыча суеты,
Игралище
её непостоянства, –
Во
мне он вечен, вездесущ, как Ты,
Ни
времени не знает, ни пространства. 1879.
Фет
|