Православный форум Игнатия Лапкина.
 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры


ответа по темам:

1. Бесы, колдовство
2. Библия
3. Богослужение
4. Болезнь
5. Грядущий суд
6. Вера
7. Взаимоотношения
8. Душа человека
9. Война, служба в армии
10. Государство, правители
11. Грех
12. Деньги
13. Дети, лагерь-стан
14. Евреи
15. Ереси, секты
16. Женщины
17. Жития
18. Интернет
19. Канонизация
20. Коммунизм
21. Крещение
22. Лапкин, книги
23. Литература, искусство
24. Молитва
25. Монашество
26. Мощи
27. Мусульманство
28. Обращение ко Христу
29. Община
30. Объединение
31. Патриархия
32. Пища, посты
33. Покаяние
34. Политика
35. Потеряевка
36. Праздники
37. Природа
38. Промысл Божий
39. Проповедь, благовестие
40. Работа
41. Разбор выступлений
42. Разное
43. Рождение
44. РПЦ
45. Русский язык
46. Священство
47. Семья
48. Смерть
49. Спорт
50. Старообрядчество
51. Суды
52. Христос, Бог
53. Царство небес, Рай
54. Царь
55. Церковь

Православный форум Игнатия Лапкина

Вопрос 3373

Вопрос 3373 : 20 т. 

Не хотели ли бы Вы сделать сравнение христианства с буддизмом, как написали про мусульманство?

Ответ: 

О буддизме написано и без меня теми, кто там был, где эту религию чтут. Если в мусульманстве есть в искаженном виде нечто из Ветхого и Нового Заветов, то в буддизме нет ни слова из Священного Писания. Буддизм настолько чужд христианству, что сравнивать просто нечего. Считаю его богопротивным учением, как от сатаны. Если сравнивать буддизм с монашеством, то тут найдём столь много общего, что можно подумать, что Антоний Великий или Павел Фивейский жили среди лам и тибетских монахов и принесли в христианство эту бациллу удаления от мира – бегство в пустыню.

«Помощник и Покровитель» - стр.811. Сергий, архиепископ Владимирский. Нелепость буддизма при сравнении его с христианством.

«В последнее время на западе Европы, особенно во Франции, появились безум­цы, утверждающие, что буддизм превос­ходит христианскую религию; эти неле­пые суждения проникают и в наше обще­ство, почему считаем необходимым сде­лать краткий сравнительный обзор буд­дизма и христианства, чтобы отсюда для всякого было видно безмерное величие христианской религии и ложь и гибель­ность буддизма, этого мнимого «света Азии»,

Что касается теоретического или дог­матического учения буддийской и хрис­тианской религии, то в этом отношении уже не только нет никакого, даже и ка­жущегося сходства между обеими рели­гиями, но наоборот, есть прямая проти­воположность между ними. Буддизм говорит, что человек не может полагаться даже на необходимые суждения своего ума, что его убеждение в высоком досто­инстве его собственной личности и даже в том, что он имеет дух как особую суб­станцию, есть пустое самообольщение, что все его благороднейшие стремления и желания, особенно же желание продол­жения жизни и блаженного бессмертия за гробом, не имеют никакого основания и никогда не могут осуществиться. Он учит затем, что нет никакого Бога и никакой надежды ни на конечное и со­знательное вечное блаженство и святость для человеческого индивидуума, ни на будущее искупление от греха и прокля­тия для всего мира. Буддизм — это в высшей степени мрачная система пессимизма, какую мир едва ли когда видел дотоле, система, воз­ведённая в религию.

Самое лучшее, чего человек может до­стигнуть, по учению буддизма, есть толь­ко то, что он в состоянии сделать для себя лишь сам своими собственными, никем и ничем не вспомоществуемыми силами. Способность его в этом отношении буд­дизм возвышает до крайней степени. Че­ловек, по его учению, сам может совер­шить своё спасение, в котором он нужда­ется. Нет и не нужно никакого иного высшего Спасителя. Но для того, чтобы достигнуть даже самого лучшего, что предлагает буд­дизм, именно нирваны (она же достига­ется путем «уничтожения сознания»), человек должен, по буддийскому уче­нию, подавить все свои благороднейшие врожденные предрасположения и свои естественные стремления к извечной любви и бессмертию, бросить дом и се­мейство и попрать все священные обя­занности жизни. Не очевидно ли отсюда, в каком дейст­вительно резком контрасте буддизм сто­ит к религии Господа нашего Иисуса Христа! По учению религии Иисуса Хри­ста, человек есть существо греховное и беспомощное, но зато у него есть всемо­гущий Божественный Спаситель, Кото­рый жил и умер за него на земле и Кото­рый всех, кто уверует в Него как своего Спасителя и последует Его заповедям, возведёт к высшим ступеням вечной сла­вы, о какой буддизм не может даже и во­образить.

 Религия Иисуса Христа даёт ответ и на наши стремления к беспредельной и вечной любви и к бесконечной мудрости, ибо она говорит нам, что есть Живой Бог, Творец неба и земли, и везде присущий Промыслитель, Которому мы должны уподобляться, и что этот Живой Бог есть Сама Любовь и Отец наш, что Он столь беспредельно любит нас, что ради нашего спасения послал на смерть Своего Едино­родного Сына. Она говорит также, что этот Бог любви есть вместе и Бог истины и что поэтому и наша созданная Им при­рода не ложна, а истинна, и, следователь­но, мы, не колеблясь, можем верить в то, чему побуждает верить всех людей их собственная природа, что универсальные чаяния и стремления человеческого серд­ца к личной сознательной жизни после смерти вложены не затем, чтобы вводить нас в обман и разочарование. Смерть, по учению Христовой религии, не есть конец всего, а лишь начало иной жизни: дух наш и по смерти продолжает жить, а на конце времён воскреснет для жизни и наше тело; и вместе с тем, если только мы истинно раскаемся в своих грехах и если твёрдо верим в распятого за нас, воскрес­шего и вознесшегося Сына Божия, мы в воскресении наследуем жизнь вечной славы и бессмертия. Религия Христа сообщает нам наконец, что в конце времён и небо и земля изменятся в лучшее состо­яние, и Царство Божие наступит тогда во всей его силе и славе. Воля Божия будет тогда исполняться и на земле так же, как на небесах. Поистине, в таком учении есть свет, а если это так, то, значит, и Тот, Кто возвестил нам такое учение, поисти­не есть Свет миру (Иоан.9:5), как Он и дей­ствительно назвал Себя. Поелику же учение Христа, которое есть свет, противопо­ложно учению Будды, то после этого не вправе ли мы сказать, что буддизм есть тьма, и даже тьма непроницаемая?

Самое лучшее в буддизме — это его систе­ма морали.

В этом согласны все. Однако и в этом отношении сходство буддизма с христиан­ством весьма незначительно. Подобно христианству, и буддизм признаёт, что ис­полнение одних внешних, обрядовых предписаний не спасает человека; что в природе человека глубоко коренятся раз­ные мятежные волнения, служащие ис­точником его скорби, но насколько имен­но глубоко, этого Будда никогда ясно не видел, точно так же, как он не видел и необходимости для человека возрождения свыше, о котором постоянно учил Иисус Христос. Будда признавал затем и неизбежную связь между грехом и воздаянием за него и утверждал это прямо и реши­тельно, а вместе с этим и вследствие этого настаивал на гуманности, доброжелатель­ности, снисходительности, чистоте и мире в отношении ко всем существам. Всё это, бесспорно, может заслуживать лишь одоб­рения с нашей стороны, но отнюдь ещё не может давать права ставить этическую си­стему буддизма наравне с христианской. Самые принципы или основоположе­ния, на которых она покоится, как мы видели, ложны и не согласны с истин­ным сознанием человека. «Закон», пред­писываемый ею, не имеет повелительно­го авторитета, и кроме того, в нём смеши­ваются вещи, существенно различные между собою. Он игнорирует высочай­шую из всех обязанностей человека — обязанность в отношении к Богу, не раз­личает строго доброго и обязательного от злого и безразличного, и то, что добро, нередко называет злым и наоборот. Он клеймит человеческую природу, как злую, но не потому, что она греховна, а просто лишь потому, что она существует, ибо всякое существование есть зло. Раз­ного рода жизненные отношения, как от­ношения супругов, отношения родите­лей к детям и обратно, — также зло, и кто хочет достигнуть нирваны, тот дол­жен отрешиться и от них. Даже многие истины и добродетели до того преувели­чиваются в буддийской этике, что они совсем теряют свой характер истинности и добродетельности. Сильно настаивает она на высоком достоинстве человечнос­ти, но, не довольствуясь этим, доходит до того, что боготворит её. Она возвещает также терпимость к другим верам, но её веротерпимость на самом деле есть лишь то безразличие к истине, какое, возмож­но, и бывает у того, кто дошёл до убежде­ния, что самая жизнь есть ложь и обман и что нет в ней ничего лучшего, кроме страданий и пустоты.

 Наконец, и мотивы, указываемые буд­дийской этикой, если и не всегда дурны, то всегда низменны. Её высшее понятие о несамолюбии, бескорыстии состоит в том, чтобы быть несамолюбивым лишь ради самолюбивой цели достижения нирваны, в которой невозможны уже ника­кие пожелания, а следовательно, не мо­жет быть уже и никаких страданий, ибо страдания и возникают собственно от по­желаний. Что касается практических результа­тов этической системы буддизма, то, хо­тя нельзя отрицать, что она внесла нечто и доброе в жизнь грубых и диких племён, принявших учение Будды, но всё же ре­зультаты её даже в лучшем случае далеко не полны и не совершенны. Она не выра­ботала ни одного типа характера столь высокого, каким отличаются многие ге­рои христианской Церкви, ни одной на­ции она не возвела на более высокую сту­пень духовного развития, чем та, на ка­кой стоит Китай или Сиам. И найдётся ли хотя бы один неверующий среди со­временных христиан, который, при всём своём горячем и искреннем сочувствии к буддизму, охотнее решился бы воспиты­вать своих детей в китайском, сиамском, бурмейском или тибетском обществе, чем в христианском?

Евангельско-христианская система эти­ки недосягаемо высока в сравнении с этикой буддизма.

Её принципы вполне согласны с необ­ходимыми суждениями человека и с по­казаниями его совести. Принципы эти — Бог Законодатель и свободная воля чело­века. Потому что есть Живой Бог и пото­му что Он — высшее совершенство и нравственное благо, христианская этика на самом первом месте поставляет нашу обязанность любить Его по преимущест­ву и служить Ему с благоговением и не­поколебимой верностью. Эта и все ос­тальные наши обязанности покоятся на авторитете Божием, авторитете премуд­ром, всесвятом, всеблагом и всемогущем. Закон христианской этики прост и впол­не определёнен. Он состоит в том, чтобы мы любили Бога от всего сердца и ближ­них своих, как себя самих. О человеческой природе христианская этика учит, что она, как дело творения Божия, блага, как благо и всё, созданное Богом, и унижается и оскверняется лишь грехом, совершаемым человеком в силу присущей ему свободы; что не только ду­ша, но и тело человека предназначены для славного бессмертия. Супружеские отношения, равно как и неразрывно свя­занные с ними отчество и материнство, также не только не унижаются в христи­анстве, но, наоборот, освящаются и воз­вышаются, и только тем, кто чувствует себя способным навсегда сохранить своё девство, советуется оставаться безбрач­ными.

Что касается мотивов нравственной деятельности, то христианская этика хо­тя не игнорирует и сравнительно низших мотивов, каковы страх и надежда, но эти мотивы всюду поставляются ею в долж­ное подчинение к высшим, и как на са­мый высший субъективный мотив она указывает на бескорыстную любовь к Бо­гу, Который нас прежде возлюбил Своей бесконечной любовью и дал пример, как и мы должны любить. Наконец, относительно результатов нравственной христианской системы, ду­маем, не может даже и быть среди ис­кренних и интеллигентных людей ника­кого разногласия в мнениях. Конечно, и в странах христианских достаточно гре­ха и порочности. Но это всё же не изменя­ет того неоспоримого факта, что как только явилась религия Христа и стала проникать в сознание и жизнь народов, принявших её, всюду она вносила за со­бой добро и одно только добро. Она воз­высила положение женщины и детей, облагородила мужчину, способствовала на­учному развитию и очистила чувства. Она же произвела в богатом изобилии благороднейшие плоды правосудия, мира и бескорыстной любви, она же создала и высшее земное благо — христианский дом. В государстве она принципами уничтожила рабство, почитаемое в древности даже выдающимися философами необходимой и полезной формой общест­венно-государственной жизни, и вообще возвысила сознание свободы в каждом члене государства. Может ли после всего этого кто-либо сомневаться, которая из двух религий, христианство или буддизм, поистине за­служивает название «света» Азии или, точнее, мира? Из вышесказанного легко видеть и то, какие важные заключения прямо и необ­ходимо вытекают из фактов, в нём изло­женных и разъяснённых.

Во-первых, должно быть ясно для каждого, что если бы кто стал утверж­дать, что и христианство и буддизм оди­наково исходят от Бога, Который есть аб­солютная Истина, то он допустил бы та­кую нелепость, оправдать которую мож­но было бы разве только совершенным незнанием фактов, сюда относящихся. Ведь то, бесспорно, выше всякого сомне­ния, что обе эти религии стоят одна к другой в явном и непримиримом проти­воречии, притом по таким пунктам, ко­торые наиболее существенны в религии, а могут ли две противоречащие между со­бой системы одинаково быть даны человеку для его веры Богом истины? Ут­верждать так значило бы допускать пря­мую нелепость.

Во-вторых, не менее ясно и то, что об­щепринятое деление религий на «истин­ные» и «ложные» не только нельзя назвать неценным и ненаучным, как ут­верждают то некоторые либеральные учёные, но, наоборот, оно ценно и важно. В данном случае, подлежащем нашему вниманию, если христианство представляет собой несомненно истинную систему догматического и морального учения, то, очевидно, буддизм, стоящий в противоречии с ним, представляет собой систе­му ложную и по справедливости может быть назван ложной религией. Если пер­вое есть свет, то второй не может быть иным чем, как тьмой.

В-третьих, невозможно, что­бы христианство и буддизм одинаково могли служить средствами спасения для тех, кто принял их и их учением регули­рует свои верования и своё поведение; невозможно нравственно, чтобы столь глу­боко противоположные между собой сис­темы могли приводить человека к одной и той же цели. Если одна приводит к Богу, то другая несомненно должна отдалять от Него. И затем, если, с признанием Бога, как несомненно действительного Верхов­ного Существа, жизнь человека и все его усилия должны быть и направлены к то­му, чтобы приближаться к Нему, позна­вать Его и осуществлять Его всеблагую волю, то несомненно и то, что кто следует Будде, не знавшему и не признававшему никакого Верховного Существа, тот не может найти и спасения для себя, потому что спасение наше только в Боге и от Бо­га. И действительно, столь восхваляемый ныне некоторыми «свет Азии» ведёт лю­дей не к спасению, не к обители света и жизни Отца Небесного, а к погибели, к мраку безнадежного греха и фатального отчуждения от Бога». Втор.32:16 – «Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его». 1Тим.6:5 – «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины… Удаляйся от таких». Евр.13:9 – «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Иуд.1:4 – «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа».

 

Цена стабильна только у Христа,

Не обесценивает души ни на йоту.

Сотлеет Кремль, сгорит сто раз Рейхстаг,

Но так же святость светится в киоте.

       Вчерашнее готовится на выбор,

       Тускнеют даты эпохальных битв;

       Авторитет Христа за это время вырос

       Лишь потому, что с Божеством Он слит.

Разочаровывают лучшие вожди,

Иная ценность прошлым монументам;

Седая пыль на холмики дождит,

Открытым оком зрим, в себе отметим.

       Ковчега нет, утеряны скрижали,

       Как прочие наскальные рисунки.

       К святыням прикипели, как нам жаль их,

       О том почти везде, куда ни сунься.

По тёмной лестовке к Предвечному спешу

Проторенною тропкой воздыханий.

Сосед буянит – огородный шут,

Он надо мной хохочет, окаянный.

       Соседа нет, заволокло и след,

       Жена его по поминкам уткнулась.

       Жил следователь рядом – тот ослеп,

       Не отличит свою от прочих улиц.

Повсюду дымная и тяжкая беда,

Чернобыли семейного масштаба.

Кто верит, им на счастье дан мандат,

Их встретить в церкви бесконечно рады.

       Спокойствие и защищённость сразу

       Христа принявших светом осияло;

       Такие время не проводят праздно

       И в телевизор слепоту не пялят.

Они уверенность в Иисусе обрели,

Они примером для потомков служат,

Они и в старости, как будто короли,

Хотя здоровье час от часу хуже.                12.12.06. ИгЛа
















 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры
Яндекс цитирования Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU сайт Игнатия Лапкина сайт Игнатия Лапкина