Вопрос
3373 : 20
т.
Не
хотели ли бы Вы сделать сравнение
христианства с буддизмом, как написали
про мусульманство?
Ответ:
О
буддизме написано и без меня теми, кто там был, где эту религию чтут.
Если в мусульманстве есть в искаженном виде нечто из Ветхого и Нового
Заветов, то в буддизме нет ни слова из Священного Писания. Буддизм
настолько чужд христианству, что сравнивать просто нечего. Считаю его
богопротивным учением, как от сатаны. Если сравнивать буддизм с
монашеством, то тут найдём столь много общего, что можно подумать, что
Антоний Великий или Павел Фивейский жили среди лам и тибетских монахов
и принесли в христианство эту бациллу удаления от мира –
бегство в пустыню.
«Помощник
и Покровитель» - стр.811.
Сергий, архиепископ Владимирский. Нелепость
буддизма при сравнении его с христианством.
«В
последнее время на западе Европы, особенно во Франции, появились
безумцы, утверждающие, что буддизм превосходит
христианскую религию; эти нелепые суждения проникают и в наше
общество, почему считаем необходимым сделать краткий
сравнительный обзор буддизма и христианства, чтобы отсюда для
всякого было видно безмерное величие христианской религии и ложь и
гибельность буддизма, этого мнимого «света
Азии»,
Что
касается теоретического или догматического учения буддийской и
христианской религии, то в этом отношении уже не только нет
никакого, даже и кажущегося сходства между обеими
религиями, но наоборот, есть прямая противоположность
между ними. Буддизм говорит, что человек не может полагаться даже на
необходимые суждения своего ума, что его убеждение в высоком
достоинстве его собственной личности и даже в том, что он
имеет дух как особую субстанцию, есть пустое самообольщение,
что все его благороднейшие стремления и желания, особенно же желание
продолжения жизни и блаженного бессмертия за гробом, не имеют
никакого основания и никогда не могут осуществиться. Он учит затем, что
нет никакого Бога и никакой надежды ни на конечное и
сознательное вечное блаженство и святость для человеческого
индивидуума, ни на будущее искупление от греха и проклятия для
всего мира. Буддизм — это в высшей степени мрачная система
пессимизма, какую мир едва ли когда видел дотоле, система,
возведённая в религию.
Самое
лучшее, чего человек может достигнуть, по учению буддизма,
есть только то, что он в состоянии сделать для себя лишь сам
своими собственными, никем и ничем не вспомоществуемыми силами.
Способность его в этом отношении буддизм возвышает до крайней
степени. Человек, по его учению, сам может совершить
своё спасение, в котором он нуждается. Нет и не нужно никакого
иного высшего Спасителя. Но для того, чтобы достигнуть даже самого
лучшего, что предлагает буддизм, именно нирваны (она же
достигается путем «уничтожения сознания»),
человек должен, по буддийскому учению, подавить все свои
благороднейшие врожденные предрасположения и свои естественные
стремления к извечной любви и бессмертию, бросить дом и
семейство и попрать все священные обязанности жизни.
Не очевидно ли отсюда, в каком действительно резком контрасте
буддизм стоит к религии Господа нашего Иисуса Христа! По
учению религии Иисуса Христа, человек есть существо греховное
и беспомощное, но зато у него есть всемогущий Божественный
Спаситель, Который жил и умер за него на земле и
Который всех, кто уверует в Него как своего Спасителя и
последует Его заповедям, возведёт к высшим ступеням вечной
славы, о какой буддизм не может даже и вообразить.
Религия
Иисуса Христа даёт ответ и на наши стремления к беспредельной и вечной
любви и к бесконечной мудрости, ибо она говорит нам, что есть Живой
Бог, Творец неба и земли, и везде присущий Промыслитель, Которому мы
должны уподобляться, и что этот Живой Бог есть Сама Любовь и Отец наш,
что Он столь беспредельно любит нас, что ради нашего спасения послал на
смерть Своего Единородного Сына. Она говорит также, что этот
Бог любви есть вместе и Бог истины и что поэтому и наша созданная Им
природа не ложна, а истинна, и, следовательно, мы, не
колеблясь, можем верить в то, чему побуждает верить всех людей их
собственная природа, что универсальные чаяния и стремления
человеческого сердца к личной сознательной жизни после смерти
вложены не затем, чтобы вводить нас в обман и разочарование. Смерть, по
учению Христовой религии, не есть конец всего, а лишь начало иной
жизни: дух наш и по смерти продолжает жить, а на конце времён
воскреснет для жизни и наше тело; и вместе с тем, если только мы
истинно раскаемся в своих грехах и если твёрдо верим в распятого за
нас, воскресшего и вознесшегося Сына Божия, мы в воскресении
наследуем жизнь вечной славы и бессмертия. Религия Христа сообщает нам
наконец, что в конце времён и небо и земля изменятся в лучшее
состояние, и Царство Божие наступит тогда во всей его силе и
славе. Воля Божия будет тогда исполняться и на земле так же, как на
небесах. Поистине, в таком учении есть свет, а если это так, то,
значит, и Тот, Кто возвестил нам такое учение, поистине есть Свет
миру (Иоан.9:5),
как Он и действительно назвал Себя. Поелику же учение Христа,
которое есть свет, противоположно учению Будды, то после этого
не вправе ли мы сказать, что буддизм
есть тьма, и даже тьма непроницаемая?
Самое
лучшее в буддизме — это его система морали.
В
этом согласны все. Однако и в этом отношении сходство буддизма с
христианством весьма незначительно. Подобно христианству, и
буддизм признаёт, что исполнение одних внешних, обрядовых
предписаний не спасает человека; что в природе человека глубоко
коренятся разные мятежные волнения, служащие
источником его скорби, но насколько именно глубоко,
этого Будда никогда ясно не видел, точно так же, как он не видел и
необходимости для человека возрождения свыше, о котором постоянно учил
Иисус Христос. Будда признавал затем и неизбежную связь между грехом и
воздаянием за него и утверждал это прямо и решительно, а
вместе с этим и вследствие этого настаивал на гуманности,
доброжелательности, снисходительности, чистоте и мире в
отношении ко всем существам. Всё это, бесспорно, может заслуживать лишь
одобрения с нашей стороны, но отнюдь ещё не может давать права
ставить этическую систему буддизма наравне с христианской.
Самые принципы или основоположения, на которых она покоится,
как мы видели, ложны и не согласны с истинным сознанием
человека. «Закон», предписываемый ею, не
имеет повелительного авторитета, и кроме того, в нём
смешиваются вещи, существенно различные между собою. Он
игнорирует высочайшую из всех обязанностей человека
— обязанность в отношении к Богу, не различает
строго доброго и обязательного от злого и безразличного, и то, что
добро, нередко называет злым и наоборот. Он клеймит человеческую
природу, как злую, но не потому, что она греховна, а просто лишь
потому, что она существует, ибо всякое существование есть зло.
Разного рода жизненные отношения, как отношения
супругов, отношения родителей к детям и обратно, —
также зло, и кто хочет достигнуть нирваны, тот должен
отрешиться и от них. Даже многие истины и добродетели до того
преувеличиваются в буддийской этике, что они совсем теряют
свой характер истинности и добродетельности. Сильно настаивает она на
высоком достоинстве человечности, но, не довольствуясь этим,
доходит до того, что боготворит её. Она возвещает также терпимость к
другим верам, но её веротерпимость на самом деле есть лишь то
безразличие к истине, какое, возможно, и бывает у того, кто
дошёл до убеждения, что самая жизнь есть ложь и обман и что
нет в ней ничего лучшего, кроме страданий и пустоты.
Наконец,
и мотивы, указываемые буддийской этикой, если и не всегда
дурны, то всегда низменны. Её высшее понятие о несамолюбии, бескорыстии
состоит в том, чтобы быть несамолюбивым лишь ради самолюбивой цели
достижения нирваны, в которой невозможны уже никакие
пожелания, а следовательно, не может быть уже и никаких
страданий, ибо страдания и возникают собственно от пожеланий.
Что касается практических результатов этической системы
буддизма, то, хотя нельзя отрицать, что она внесла нечто и
доброе в жизнь грубых и диких племён, принявших учение Будды, но всё же
результаты её даже в лучшем случае далеко не полны и не
совершенны. Она не выработала ни одного типа характера столь
высокого, каким отличаются многие герои христианской Церкви,
ни одной нации она не возвела на более высокую
ступень духовного развития, чем та, на какой стоит
Китай или Сиам. И найдётся ли хотя бы один неверующий среди
современных христиан, который, при всём своём горячем и
искреннем сочувствии к буддизму, охотнее решился бы
воспитывать своих детей в китайском, сиамском, бурмейском или
тибетском обществе, чем в христианском?
Евангельско-христианская
система этики недосягаемо высока в сравнении с этикой буддизма.
Её
принципы вполне согласны с необходимыми суждениями человека и
с показаниями его совести. Принципы эти — Бог
Законодатель и свободная воля человека. Потому что есть Живой
Бог и потому что Он — высшее совершенство и
нравственное благо, христианская этика на самом первом месте поставляет
нашу обязанность любить Его по преимуществу и служить Ему с
благоговением и непоколебимой верностью. Эта и все
остальные наши обязанности покоятся на авторитете Божием,
авторитете премудром, всесвятом, всеблагом и всемогущем. Закон
христианской этики прост и вполне определёнен. Он состоит в
том, чтобы мы любили Бога от всего сердца и ближних своих, как
себя самих. О человеческой природе христианская этика учит, что она,
как дело творения Божия, блага, как благо и всё, созданное Богом, и
унижается и оскверняется лишь грехом, совершаемым человеком в силу
присущей ему свободы; что не только душа, но и тело человека
предназначены для славного бессмертия. Супружеские отношения, равно как
и неразрывно связанные с ними отчество и материнство, также не
только не унижаются в христианстве, но, наоборот, освящаются и
возвышаются, и только тем, кто чувствует себя способным
навсегда сохранить своё девство, советуется оставаться
безбрачными.
Что
касается мотивов нравственной деятельности, то христианская этика
хотя не игнорирует и сравнительно низших мотивов, каковы страх
и надежда, но эти мотивы всюду поставляются ею в должное
подчинение к высшим, и как на самый высший субъективный мотив
она указывает на бескорыстную любовь к Богу, Который нас
прежде возлюбил Своей бесконечной любовью и дал пример, как и мы должны
любить. Наконец, относительно результатов нравственной христианской
системы, думаем, не может даже и быть среди искренних
и интеллигентных людей никакого разногласия в мнениях.
Конечно, и в странах христианских достаточно греха и
порочности. Но это всё же не изменяет того неоспоримого факта,
что как только явилась религия Христа и стала проникать в сознание и
жизнь народов, принявших её, всюду она вносила за собой добро
и одно только добро. Она возвысила положение женщины и детей,
облагородила мужчину, способствовала научному развитию и
очистила чувства. Она же произвела в богатом изобилии благороднейшие
плоды правосудия,
мира и
бескорыстной любви, она
же создала и высшее
земное благо — христианский дом.
В государстве она принципами уничтожила рабство, почитаемое в древности
даже выдающимися философами необходимой и полезной формой
общественно-государственной жизни, и вообще возвысила сознание
свободы в каждом члене государства. Может ли после всего этого кто-либо
сомневаться, которая из двух религий, христианство или буддизм,
поистине заслуживает название «света» Азии
или, точнее, мира? Из вышесказанного легко видеть и то, какие важные
заключения прямо и необходимо вытекают из фактов, в нём
изложенных и разъяснённых.
Во-первых, должно
быть ясно для каждого, что если бы кто стал утверждать, что и
христианство и буддизм одинаково исходят от Бога, Который есть
абсолютная Истина, то он допустил бы такую нелепость,
оправдать которую можно было бы разве только совершенным
незнанием фактов, сюда относящихся. Ведь то, бесспорно, выше всякого
сомнения, что обе эти религии стоят одна к другой в явном и
непримиримом противоречии, притом по таким пунктам,
которые наиболее существенны в религии, а могут ли две
противоречащие между собой системы одинаково быть даны
человеку для его веры Богом истины? Утверждать так значило бы
допускать прямую нелепость.
Во-вторых,
не менее ясно и то, что общепринятое деление религий на
«истинные» и «ложные»
не только нельзя назвать неценным и ненаучным, как утверждают
то некоторые либеральные учёные, но, наоборот, оно ценно и важно. В
данном случае, подлежащем нашему вниманию, если христианство
представляет собой несомненно истинную систему догматического и
морального учения, то, очевидно, буддизм, стоящий в противоречии с ним,
представляет собой систему ложную и по справедливости может
быть назван ложной религией. Если первое есть свет, то второй
не может быть иным чем, как тьмой.
В-третьих, невозможно,
чтобы христианство и буддизм одинаково могли служить
средствами спасения для тех, кто принял их и их учением
регулирует свои верования и своё поведение; невозможно
нравственно, чтобы столь глубоко противоположные между собой
системы могли приводить человека к одной и той же цели. Если
одна приводит к Богу, то другая несомненно должна отдалять от Него. И
затем, если, с признанием Бога, как
несомненно действительного Верховного Существа, жизнь человека
и все его усилия должны быть и направлены к тому, чтобы
приближаться к Нему, познавать Его и осуществлять Его
всеблагую волю, то несомненно и то, что кто следует Будде, не знавшему
и не признававшему никакого Верховного Существа, тот не может найти и
спасения для себя, потому что спасение наше только в Боге и от
Бога. И действительно, столь восхваляемый ныне некоторыми
«свет Азии» ведёт людей не к спасению, не
к обители света и жизни Отца Небесного, а к погибели, к мраку
безнадежного греха и фатального отчуждения от Бога». Втор.32:16
– «Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями
разгневали Его». 1Тим.6:5 – «Пустые споры
между людьми поврежденного ума, чуждыми истины… Удаляйся от
таких». Евр.13:9 – «Учениями различными и
чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не
яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими».
Иуд.1:4 – «Ибо вкрались некоторые люди, издревле
предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога
нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и
Господа нашего Иисуса Христа».
Цена
стабильна только у Христа,
Не
обесценивает души ни на йоту.
Сотлеет
Кремль, сгорит сто раз Рейхстаг,
Но
так же святость светится в киоте.
Вчерашнее
готовится на выбор,
Тускнеют
даты эпохальных битв;
Авторитет
Христа за это время вырос
Лишь
потому, что с Божеством Он слит.
Разочаровывают
лучшие вожди,
Иная
ценность прошлым монументам;
Седая
пыль на холмики дождит,
Открытым
оком зрим, в себе отметим.
Ковчега
нет, утеряны скрижали,
Как
прочие наскальные рисунки.
К
святыням прикипели, как нам жаль их,
О
том почти везде, куда ни сунься.
По
тёмной лестовке к Предвечному спешу
Проторенною
тропкой воздыханий.
Сосед
буянит – огородный шут,
Он
надо мной хохочет, окаянный.
Соседа
нет, заволокло и след,
Жена
его по поминкам уткнулась.
Жил
следователь рядом – тот ослеп,
Не
отличит свою от прочих улиц.
Повсюду
дымная и тяжкая беда,
Чернобыли
семейного масштаба.
Кто
верит, им на счастье дан мандат,
Их
встретить в церкви бесконечно рады.
Спокойствие
и защищённость сразу
Христа
принявших светом осияло;
Такие
время не проводят праздно
И
в телевизор слепоту не пялят.
Они
уверенность в Иисусе обрели,
Они
примером для потомков служат,
Они
и в старости, как будто короли,
Хотя
здоровье час от часу хуже. 12.12.06.
ИгЛа
|