Вопрос
1273: 4 т.
Приходилось
часто слышать, что на высокие
церковные должности коммунисты ставили
своих
людей через ЦК партии, и что все до единого архиереи – их
ставленники. Об этом были
большие публикации в журнале «Огонек» –
интервью,
которое взял член Союза Писателей СССР Александр Иосифович Нежный у
председателя Совета по делам религий СССР Харчева
К.,
что архиереи были крайне неустойчивые, буквально извивались перед
мирскими
властями и легко отказывались от того, что утверждали вчера, то есть во
всем
выполняли прихоти безбожной власти.
Могли ли бы Вы что-то сказать по
этому вопросу?
Ответ:
Со всеми
архиереями я не
был знаком, но всё-таки встречался с ними и обедал за одним столом не
раз. Меня
арестовали не без указания Новосибирского архиепископа Гедеона
(Докукина). Вот только несколько документов, подтверждающих Вашу мысль.
Его
Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему
Гедеону,
архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому,
благочинного церквей Красноярского края
протоиерея Александра Бурдина
РАПОРТ.
Ваше
Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший
Владыко.
На второй седмице Великого поста духовенство
Красноярского края собралось для встречи с о. Духовником в Красноярском
Троицком соборе. Во вторник 6 марта почти все священнослужители прибыли
к
вечернему богослужению, к исповеди. А назавтра 6 числа все сослужили предстоятельствующему
о. Духовнику – архимандриту Серафиму.
Трио «Да исправится…» спели
священнослужители. За Божественной Литургией
прекрасную проповедь сказал священник Геннадий Фаст
–
проповедник редкого дарования. После Божественной Литургии
уполномоченный Лущиков
Николай Александрович прочитал нам лекцию о
«Проблемах и достижениях народного хозяйства
страны», затем кратко коснулся
законодательства о религиозных культах. За завтраком в порядке
напоминания
благочинный прочитал архипастырское предписание Вашего Преосвященства к
духовенству Новосибирской епархии. После завтрака священнослужители
разъехались
восвояси, выразив пожелание – почаще
так встречаться.
Общий настрой священнослужителей – деловой, бодрый.
Исключение и
аномалию представляет игумен Алексей Костриков,
великолепный мастер на оскорбительные эпитеты,
двусмысленные реплики и похабные
анекдоты. За
богослужением я вынужден был неоднократно урезонивать в алтаре
балагурства,
организованные отцом игуменом.
После
Божественной Литургии перед лекцией отец Алексей превзошел
самого себя, рассказав преотвратительную басню, и тем самым вызвал
негодование
многих батюшек. Большая
половина священнослужителей
потом просили благочинного на будущее время, на будущие встречи
оградить их от
подобных «развлечений». Здесь перед лекцией у меня
не хватило времени дать
достойную отповедь нескромному игумену – вошел
уполномоченный; и я решил
обратиться за помощью к своему архипастырю».
«Ваше
Высокопреосвященство. 1. Благословите мне впредь не
приглашать на исповедь отца Кострикова,
он живет и
служит в непосредственной близости с Абаканом, пусть в Абакан приезжает
на
исповедь, а сослужащих
пусть присылает в Красноярск.
2. Смиренно прошу вас, владыко,
указать отцу игумену
Алексию Кострикову,
что он – растлитель христианской
морали, своим цинизмом разлагающе действует на молодых
священнослужителей, и за
это понесет ответ перед Богом. Вашего Высокопреосвященства смиренный
послушник,
благочинный протоиерей Александр Бурдин
(подпись) 6
марта 1985 года».
«Московская
Патриархия. 630021, г. Новосибирск, ул. Жуковского 57,
т.25-13-87. Благочинному церквей Красноярского края, настоятелю
Троицкого
собора г. Красноярска, протоиерею Александру Бурдину.
Канцелярия
Новосибирского епархиального управления сообщает Вам
резолюцию Его Высокопреосвященства архиепископа Гедеона,
положенную на Вашем рапорте о недостойном поведении игумена Алексия Кострикова.
Читал 14
марта 1985 года. Вот до чего дошел юный монах-пастырь. А
ведь я возлагал на него большие надежды, и невольно вводил о нем в
заблуждение
свое священноначалие… Присутствующее же духовенство во главе
с духовником, как
жалкие трусы поддакивали и посмеивались грубым пошлостям молодого
циника, тем
самым не противясь этому злу: но ведь сказано: «измите
злаго
от вас самех».
Это
результат воспитания о. Нифонта
и Антония Москаленко,
сеявших
цинизм в юные
души. Отцу Кострикову
следует или публично раскаяться
и извиниться перед всеми отцами, попросить епитимию у духовника и
навсегда
бросить и осудить этот душепагубный цинизм, или оставить священнослужение.
«Днесь Иуда оставляет учителя и приемлет диавола».
И
идти в мир со своим богатым на похабщину
опытом. Ибо
горе человеку, которым придет соблазн. Боюсь, что отец Борис Борисов
тоже
заражен этим цинизмом, ибо и он воспитанник отца Нифонта.
Архиепископ Гедеон.
Секретарь Новосибирского
епархиального управления священник С.Тимонов».
Казалось бы, Гедеон
говорит всё
правильно, теперь осталось только довести это до выполнения и убрать
прокаженного и навести порядок. А вот здесь-то и выявляется, что Гедеон
сам является марионеткой в руках уполномоченного.
Если он «преосвященство», то уполномоченный
– «сверхвысокопреосвященство».
О. Александр Бурдин
мои письма к нему отнес
уполномоченному по религиозным культам, а Костриков
выпросил у одной бабушки начитанные мною пленки о мучениках ХХ века и
сдал тому
же уполномоченному Лущикову.
Это было сильным толчком
для властей, чтобы арестовать меня.
Дальше
события происходили совсем не по сценарию тех, кто
разжег этот огонь. Меня
судили и этапом увезли в Казахстан, в
город Жанатас,
а митрофорный о. Александр Бурдин
вдруг был снят с должности благочинного и переведен
– кто же мог думать куда? – тоже в Казахстан,
недалеко от меня, в г. Чимкент,
чтобы его матушке Анне Николаевне, одной из самых ревностнейших
моих друзей, было легко приезжать ко мне в лагерь.
А Костриков
с его «богатым опытом» был возведен в благочинные
Красноярского края. Нет,
всё-таки Иуда сорвался с петли, он жив, доколе Христос во
гробе. А что же Гедеон?
Гедеон
отправлен в горячую точку, в Ставрополье,
на границу
с Чечней, а я был освобожден и вернулся в Потеряевку.