Вопрос
3407:
20 т.
Какую
лепту вложили поэты в «корзину» революции ?
Покажите на конкретном
примере, на
одном поэте.
Ответ:
Почти
все, за самым малым исключением, заигрывали с
«передовыми» негодяями,
которые раскачивали государственную ладью стабильности. Рассмотрим
только
несколько стихотворений Некрасова Н.А. В самих стихах нет ничего
нового, а
часто выдуманное, не соответствующее действительности. Но столько же
плаксивой
сентиментальности, свойственной великим преступникам, таким, как Гитлер
и
Ленин, такие уж отзывы от Чернышевского, Белинского, Герцена и др.
смутьянов,
что святых выноси от воскурений умиления
похвальбы.
И это говорит, что они ничего не видели, что за крушением
монархии выпрет ГУЛаг и уже не одна женщина будет на площади бита (а
она и не
была, оказывается, никогда там бита), а уже вся страна пойдёт в отвал.
Что
ты жадно
глядишь на дорогу
В
стороне от весёлых
подруг?
Знать,
забило сердечко
тревогу -
Всё
лицо твоё вспыхнуло
вдруг.
И зачем ты
бежишь торопливо
За
промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя,
подбоченясь красиво,
Загляделся
проезжий корнет…
Поживёшь
и попразднуешь
вволю,
Будет
жизнь и полна и
легка...
Да
не то тебе пало на долю:
За
неряху пойдёшь мужика.
Завязавши
под мышки передник,
Перетянешь
уродливо грудь,
Будет бить
тебя муж-привередник
И свекровь
в три погибели гнуть.
От
работы и чёрной и
трудной
Отцветёшь,
не успевши
расцвесть,
Погрузишься
ты в сон
непробудный,
Будешь
няньчить, работать и
есть.
И в лице
твоём, полном движенья,
Полном
жизни - появится вдруг
Выраженье
тупого терпенья
И
бессмысленный, вечный испуг.
И
схоронят в сырую могилу,
Как
пройдёшь ты тяжёлый
свой путь,
Бесполезно
угасшую силу
И
ничем не согретую
грудь... 1846
Н.
П. Огарёв писал Т. Н.
Грановскому: «Тройка» Некрасова —
чудесная вещь. Я её читал раз десять».
Стихотворение вскоре стало народной песней и вошло в народные
песенники. В
романе Чернышевского «Что делать?»
«Тройку» поёт Вера Павловна. Неоднократно
положено на музыку.
Вчерашний
день,
часу в шестом,
Зашёл я на
Сенную;
Там
били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни
звука из ее груди, Лишь
бич свистал, играя...
И
Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!» 1848
(?)
Стихотворение
написано не
по живым впечатлениям о наказании крестьянки. Некрасов не мог быть
свидетелем
истязания женщины, так как практически к женщинам наказание кнутом
вследствие
его особой опасности не применялось; с 1845 г. «Уложением об
наказаниях» вообще
было отменено, а на основе зрительного сходства между зачеркнутыми
красными
чернилами крест-накрест рукописями в цензурном ведомстве и
исполосованными
кнутом и кровоточащими спинами жертв палача. Стихотворение, таким
образом,
представляет собой обобщенный символ страданий, включающий истязания
над
народом и над поэзией, которая вступается за его судьбу и разделяет его
участь
(«Иссеченная муза»). Сенная
— рыночная площадь в Петербурге; на ней не
производились публичные наказания, а находилась полицейская часть, в
которой
секли розгами (втайне от посторонних глаз) совершивших проступки
дворовых,
пьяниц, мелких воришек и т. п.
Ни
звука из её груди... —
После первых ударов кнута у истязуемых, по
свидетельствам современников, пропадал голос; тем самым
«молчание» крестьянки —
и музы!— не признак стойкости и героизма, а признак
мученичества.
Когда
из мрака
заблужденья
Горячим словом
убежденья
Я
душу падшую извлёк, И,
вся полна глубокой муки,
Ты
прокляла, ломая руки,
Тебя опутавший порок;
Когда
забывчивую совесть
Воспоминанием казня,
Ты
мне передавала повесть
Всего, что было до меня;
И
вдруг, закрыв лицо
руками, Стыдом и ужасом полна,
Ты
разрешилася слезами,
Возмущена, потрясена,-
Верь:
я внимал не без
участья, Я жадно каждый звук ловил...
Я
понял всё, дитя
несчастья! Я всё простил и всё забыл.
Зачем
же тайному сомненью
Ты ежечасно предана?
Толпы
бессмысленному мненью
Ужель и ты покорена?
Не
верь толпе - пустой и
лживой, Забудь сомнения свои,
В
душе болезненно-пугливой
Гнетущей мысли не таи!
Грустя
напрасно и
бесплодно, Не пригревай змеи в груди
И
в дом мой смело и
свободно Хозяйкой полною войди! <1846>
Стихотворение
заслужило
многочисленные похвалы: А. В. Дружинин в статье
«Стихотворения Н. Некрасова»
назвал его «превосходнейшим, высоким созданием»; Н.
Г. Чернышевский писал
поэту, что стихотворения «Когда из мрака
заблужденья...», «Давно — отвергнутый
тобою...»,
«Я посетил твоё кладбище...»,
«Застенчивость» «буквально
заставляют» его
«рыдать».
Не однажды, в том числе и полемизируя, упоминал о
стихотворении Ф. М. Достоевский, приведя начальные строки из
стихотворения в
книге «Легенда о великом инквизиторе.
Безвестен
я. Я
вами не стяжал
Ни
почестей, ни денег, ни
похвал,
Стихи
мои – плод жизни
несчастливой,
У
отдыха похищенных часов,
Сокрытых
слёз и думы
боязливой;
Но
вами я не восхвалял
глупцов,
Но
с подлостью не заключал
союза, -
Нет!
свой венец терновый приняла,
Не
дрогнув, обесславленная
Муза
И
под кнутом без звука
умерла. 1855
В
реальной ситуации
середины 1850-х гг. Некрасов был одним из самых читаемых поэтов. После
же
выхода книги стихотворений 1856 г. он мог убедиться в своей
беспримерной
известности. 6 (18) декабря 1856 г. Некрасов писал Тургеневу:
«О книге моей
пишут чудеса,— голова могла бы закружиться... Неслыханная
популярность, успех,
какого не имел и Гоголь...»
-
Скучно?
скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони
чем-нибудь мою скуку!
Песню,
что ли, приятель,
запой
Про
рекрутский набор и
разлуку;
Небылицей
какой посмеши
Или, что ты
видал, расскажи,-
Буду,
братец, за всё благодарен.
«Самому
мне невесело, барин:
Сокрушила
злодейка жена!..
А с чего?..
Видит Бог, не томил
Я её
безустанной работой...
Одевал и
кормил, без пути не бранил,
Уважал,
тоись, вот как, с охотой...
А,
слышь, бить - так почти
не бивал,
Разве
только под пьяную
руку...»
-
Ну, довольно, ямщик!
Разогнал
Ты
мою неотвязную
скуку!..
1845
Белинский
был поражён им и
сказал однажды: «А каков Некрасов-то!.. Ведь он начинает
обнаруживать глубокий
поэтический талант. Сколько скорби и жёлчи в его стихе!..» А.
И. Герцен назвал
стихотворение превосходным.
Еду
ли ночью по улице
тёмной,
Бури
заслушаюсь в пасмурный
день -
Друг
беззащитный, больной и
бездомный,
Вдруг
предо мной
промелькнёт твоя тень!
Сердце
сожмётся мучительной думой.
С детства
судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол
был отец твой угрюмый,
Замуж пошла
ты - другого любя.
Где
ты теперь? С нищетой
горемычной
Злая
тебя сокрушила борьба?
Или
пошла ты дорогой
обычной,
И
роковая свершится судьба?
Кто ж
защитит тебя? Все без изъятья
Именем
страшным тебя назовут,
Только во
мне шевельнутся проклятья -
И
бесполезно замрут!..
Август
1847
И.
С. Тургенев писал
Белинскому из Парижа 14 (26) ноября 1847 г.: «...скажите от
меня Некрасову, что
его стихотворение в 9-й книжке «Современника» меня совершенно
с ума свело;
денно и нощно твержу я это удивительное произведение
и уже наизусть выучил». Впечатление, произведенное
стихотворением, было
настолько велико, что Чернышевский спустя более тридцати лет в письме к
жене из
Вилюйска от 15 марта 1878 г. назвал его первым из тех,
«которые останутся долго
прекраснейшими из русских лирических пьес».
Одна
первая глава пророка
Исаии превысит всех поэтов
по этой
скорбящей тематике за три тысячи лет – всех до одного.
3Езд.16:48
– «Кто
занимается хищничеством, тех,
чем дольше украшают они города и домы свои, владения и лица свои, тем
более
возненавижу за грехи их, говорит Господь. Как блудница ненавидит
женщину
честную и весьма благонравную, так правда возненавидит неправду,
украшающую
себя, и обвинит её в лицо, когда придёт Тот, Кто будет защищать
преследующего
всякий грех на земле».
Мих.2:7 –
«разве
умалился Дух
Господень? таковы ли действия Его? не благотворны ли слова Мои для
того, кто
поступает справедливо?»
2Кор.11:13
– «Ибо
таковые
лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых».