Вопрос
3515: 23
т.
Коммунисты
сильно ругают фильм Николая Досталя
“Завещание Ленина”
о трагической судьбе поэта и прозаика Шаламова Варлаама Тихоновича.
Стоит ли рекомендовать посмотреть каждому этот фильм?
Ответ:
12
серий смотрятся, как говорят, на одном дыхании. Подбор актёра Владимира
Капустина, называемого в “Алтайской правде” за 23
июня 2007 г.стр.6 фактурным, действительно впечатляет. Я смотрел со
стороны, с позиции верующего человека, который и сам немного видел эту
жизнь лагерную и тюремную. Сел Шаламов за худость воспитания своего
вольнодумного отца священника. Папаша подгонял к революции сыновей
своих и прихожан. Он был слеп не только физически, но и беспросветно
духовно был тёмным, хотя считался миссионером у алеутов и передовым в
России. Оба сына его выросли неверующими на погибель себе. Варлаам влип
с троцкистами по-дурному и зряшно. Вся его лагерная эпопея была с
табаком в зубах и с гордостью, от которой он так и не отстал. И об этом
говорит ему жена Галя после его освобождения. Он чем-то напоминает
очарованного странника у Лескова Н.С. К Варлааму липнут, как к
писателю. Ожидал я большего, прочитав его книги ещё прежде. Но и этого
вполне достаточно, чтобы поверить, что фашизм всего лишь младенец по
сравнению с коммунизмом – палачом своего народа. Перед
кончиной своей Шаламов (если верить сценаристам Арабову и Сироткину)
впал в состояние героя Джека Лондона, когда тот, уже будучи спасённым,
всё еще “плывёт” в недавней стадии умирающего от
голода и прячет многослойно сухари под матрас на корабельной койке. Так
и этот в больнице впадает в маразм. Как и у Солженицына А. И., высоко
ставившего лагерные записки Шаламова за их правдивость, есть и у
Варлаама прекрасные отзывы о верующих, которые были единственными
людьми, которые ни при каких условиях не теряли в себе христианина, не
ломались. Советовать не могу посмотреть этот фильм, но для верующего
может быть и польза. Ещё более будете ценить своё избрание и звание.
“Со
Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на свободе тюрма”
– вывел В.Ф.Марцинковский.
Особо
хотел сказать о стихотворчестве Шаламова. Говорю о сценарии, а не о его
книгах. Рифмоплётство – опаснейшее занятие. Этот тип людей
быстро свихивается, как Блок А.А, не умевший нормально разговаривать, а
всё через навороты бреда, как у Набокова В. Вот Шаламов лежит, почти
мёртвый, на берегу реки; вот бредёт по тайге, по улице, по рельсам,
лежит на смертном одре и всюду у него своё видение, которое никому не
нужно, а только таким экзальтированным дамочкам, увивавшимся возле
него, дымящего, как паровоз. Ни слова о милости Божией, о Жертве Иисуса
Христа, о святой Библии, о вечности во Христе, о смысле его страдания,
о смысле жизни. Очень похоже, что это всё же одержимость, когда ни
молитвы, ни покаяния, а только рифмы. Думаю, что это было у него от
демона, который и не дал Варлааму раскаяться. Все его страдания были
всуе. Рифмомания, графоманство надмевали, уводили от реальности. Народ
крайне необразован был тогда, и ещё более ныне. Но опросите сотню
человек без выбора на улице, кто такой Гарри Поттер и Шаламов В.Т., и
счёт в чью пользу будет? Варлаам не смог сказать так: Пс.118:67 –
“Прежде страдания
моего я заблуждался; а ныне слово Твоё храню”. 1Пет.4:1 –
“Итак, как Христос
пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо
страдающий плотию перестаёт грешить”. Пс.118:71 –
“Благо мне, что я
пострадал, дабы научиться уставам Твоим”. 1Фесс.2:2 –
“но, прежде пострадав
и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем
проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом”.
Не
между делом пишутся стихи,
Я
не поэт, не стихотворец знатный.
Быть
рупором ослепших и глухих
И
не отречься юзом на попятных.
Без
чуткости и нежности внутри,
Без
страха Божия и боли за побитых,
Когда
внутри Везувий свой горит,
Со
дня ущелья различаешь крики.
Чтоб
до всего мне было, чтоб помочь,
Вступиться
за оболганную совесть,
И
в рифму тайное своё открыть не прочь,
С
ущербом для себя вступиться стоит.
Такое
в прозе выразишь не враз,
Как
будто и не к месту восклицанье;
А
так сглотнут: “Из области проказ!”
—
И
спишут на небитые мусала.
Так
важно выверить начальную строку –
Она
есть знаменосец всем куплетам.
На
словотворчество расщедрись, будь не скуп,
Слова
душистей атаманьей плети.
Кто
слышал щёлканье пастушеских бичей,
Острастку
нагоняющую овцам,
Гуртующим
от волчьих стай кучней
И
мнению баранов не внимая вовсе.
Успешны
ли трескучие словечки,
В
них на растопку прочих что осталось;
Кого
глаголы жгучие излечат,
А
может, от овец ждут только мяса, сала?
Стих
каждый – вызов есть по существу,
Крошащий
идолов семейных и повсюдных.
Страна
– моя овца, мой карандаш – пастух,
В
жезл превратившийся для глиняных сосудов.
Что
разузнал я из Библейских книг,
Всё
налагаю на живущих где-то;
Запечатлеть
стараюсь этот миг,
Евангельским
сюжетам павшее пометить. 15.08.07.
ИгЛа
|