Православный форум Игнатия Лапкина.
 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры


ответа по темам:

1. Бесы, колдовство
2. Библия
3. Богослужение
4. Болезнь
5. Грядущий суд
6. Вера
7. Взаимоотношения
8. Душа человека
9. Война, служба в армии
10. Государство, правители
11. Грех
12. Деньги
13. Дети, лагерь-стан
14. Евреи
15. Ереси, секты
16. Женщины
17. Жития
18. Интернет
19. Канонизация
20. Коммунизм
21. Крещение
22. Лапкин, книги
23. Литература, искусство
24. Молитва
25. Монашество
26. Мощи
27. Мусульманство
28. Обращение ко Христу
29. Община
30. Объединение
31. Патриархия
32. Пища, посты
33. Покаяние
34. Политика
35. Потеряевка
36. Праздники
37. Природа
38. Промысл Божий
39. Проповедь, благовестие
40. Работа
41. Разбор выступлений
42. Разное
43. Рождение
44. РПЦ
45. Русский язык
46. Священство
47. Семья
48. Смерть
49. Спорт
50. Старообрядчество
51. Суды
52. Христос, Бог
53. Царство небес, Рай
54. Царь
55. Церковь

Православный форум Игнатия Лапкина

Вопрос 814

Вопрос 814: 2 т. 

Как можно в настоящее время прожить в правде, если все вокруг врут на каждом шагу ? 
Нас столько лет коммунисты учили говорить и делать только то, что они нам скажут. 
Вы сами говорите, что у нас в стране – тройная психология: одно думаем, другое говорим, а делаем совсем иное.

Ответ: 

Известно, что лжец должен иметь очень хорошую память, чтобы не попасться. Он всегда должен помнить, как он солгал, и как в действительности обстоит дело. Ему нужно иметь две головы, независимых друг от друга. Всякая ложь – смертельна, и она от диавола. Прочтите в нашей книге «К истинному православию» главу «Спаси, Господи, от лжи». Для мирских людей, нецерковных, Солженицын А.И. дает вполне выполнимый рецепт, который так и озаглавил «Жить не по лжи».

«Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они ни накуро­лесят, куда только ни тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бед­ности дома; и укрепление дальних диких режи­мов; и разжигание гражданских войн; и без­рассудно вырастили Мао Цзе-дуна (на наши средства) – и нас же на него погонят, и придется идти, куда денешься? и судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные – всё они, а мы – бессильны.

Уже до донышка доходят, уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас, и фи­зическая вот-вот запылает и сожжет и нас, и наших детей, – а мы по-прежнему всё улы­баемся трусливо и лепечем косноязычно:

 – А чем же мы помешаем? У нас нет силы.

Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого сущест­вования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже все­общей атомной смерти не боимся, третьей миро­вой войны не боимся (может в щелочку спря­чемся), – мы только боимся, шагов граждан­ского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку – и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки.

Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло, удобно жить, на весь век хорошо: среда, социальные условия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чем? мы ничего не можем.

А мы можем – всё! – но сами себе лжем, чтобы себя успокоить. Никакие не они во всем виноваты – мы сами, только МЫ!

Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам закляпили рты, нас не слушают, не спрашивают. Как же заставить их послушать нас?

Переубедить их – невозможно.

Естественно было бы их переизбрать! – но перевыборов не бывает в нашей стране.

На Западе люди знают забастовки, де­монстрации протеста – но мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг – отказаться от работы, как это вдруг – выйти на улицу ?

Все же другие роковые пути, за последний век опробованные в горькой русской истории – тем более не для нас, и вправду – не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло, – видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, само­надеянные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной сделать стра­ну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности результатов. Наши руки – да будут чистыми!

Так круг – замкнулся? И выхода – дей­ствительно нет? И остается нам только бездей­ственно ждать: вдруг случится что-нибудь само ?..

Но никогда оно от нас не отлипнет само, если все мы все дни будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнемся хотя б от самой чувствительной его точки.

Когда насилие врывается в мирную люд­скую жизнь – его лицо пылает от самоуверен­ности, оно так и на флаге несет, и кричит: «Я – НАСИЛИЕ! Разойдись, расступись – раздавлю!» Но насилие быстро стареет, немного лет – оно уже не уверено в себе, и чтобы дер­жаться, чтобы выглядеть прилично – непре­менно вызывает себе в союзники ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каж­дый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи – и в этом вся верноподданность.

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к на­шему освобождению: ЛИЧНОЕ НЕУЧАСТИЕ ВО ЛЖИ! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет НЕ ЧЕРЕЗ МЕНЯ!

И это – прорез во мнимом кольце нашего бездействия! – самый легкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди от­шатываются ото лжи – она просто перестает существовать. Как зараза, она может существо­вать только на людях. Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что думаем – не надо, это страшно. Но хоть откажемся творить то, чего не думаем!

Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди. Наш путь: НИ В ЧЕМ НЕ ПОДДЕРЖИ­ВАТЬ ЛЖИ СОЗНАТЕЛЬНО! Осознав, где граница лжи (для каждого она еще по-разному видна) – отступиться от этой гангренной гра­ницы! Не подклевать мертвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья – и мы поражены будем, как быстро и беспо­мощно ложь отпадет, и чему надлежит быть голым – то явится миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: «остаётся ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. И с этого дня он:

 – впредь не напишет, не подпишет, не напе­чатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;

 – такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, вос­питателя, ни по театральной роли;

 – живописно, скульптурно, фотографиче­ски, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;

 – не приведет ни устно, ни письменно ни одной «руководящей» цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;

 – не даст принудить себя идти на демонст­рацию или митинг, если это против его желания и воли. Не возьмет в руки, не подымет транс­паранта, лозунга, которого не разделяет пол­ностью;

 – не поднимет голосующей руки за пред­ложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным;

 – не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искаженное обсуж­дение вопроса;

 – тотчас покинет заседание, собрание, лек­цию, спектакль, киносеанс, как только услы­шит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду;

 – не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются...

Мы перечислили, разумеется, не все воз­можные и необходимые уклонения ото лжи. Но тот, кто станет очищаться – взором очищен­ным легко различит и другие случаи.

Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью, надо выбирать. Но и ни для кого, кто хочет быть честным, здесь не осталось лазейки: никакой день никому из нас даже в самых безопасных технических нау­ках не обмануть хоть одного из названных ша­гов – в сторону правды или в сторону лжи; в сторону духовной независимости или духовного лакейства. И тот, у кого достанет смелости даже на защиту своей души – пусть не гордит­ся своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслу­женный деятель или генерал, – так пусть и скажет: я – быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло.

Даже этот путь – самый умеренный изо всех путей сопротивления – для засидевшихся, нас будет нелегок. Но насколько же легче самосожжения или голодовки: пламя не охва­тит твоего туловища, глаза не лопнут от жары, и черный-то хлеб с чистой водою всегда най­дется для твоей семьи.

Преданный нами, обманутый нами воисти­ну великий народ Европы – чехословацкий, неужели не показал нам, как даже против танков выстаивает незащищенная грудь, если в ней достойное сердце?

Это будет нелегкий путь? – но самый лег­кий из возможных. Нелегкий выбор для тела – но единственный для души. Нелегкий путь – однако есть уже у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде. Итак: не первыми вступить на этот путь, а – ПРИСОЕДИНИТЬСЯ! Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем друж­нее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи – и не управятся ни с кем ничего поде­лать. Станут нас десятки тысяч – и мы не узнаем нашей страны! Если ж мы струсим, то довольно жаловать­ся, что кто-то нам не даёт дышать – это мы сами себе не даем! Пригнемся еще, подождем, а наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и переделку наших генов.

Если и в этом мы струсим, то мы – ни­чтожны, безнадежны, и это к нам пушкинское презрение:

К чему стадам дары свободы?

Наследство их из рода в роды:

Ярмо с гремушками да бич».

А. Солженицын 12 февраля 1974 г. («Вера и жизнь» № 7 1974 Свято-Ильинское издание).

 

Я не хочу полуправды. Я не хочу полуверы,

Я не хочу, чтобы струны в сердце без песни отмерли.

Если отдаться – навеки, если любить, так всецело.

Так, чтобы пламенем жарким сердце победно горело.

       Я не хочу полуправды, жалких слепых рассуждений,

       Я не хочу трепетанья в сердце без сильных стремлений.

       Я не хочу полуправды, ровной, холодной, бездушной.

       Я не хочу полусмерти, легкой, бесплодной, ненужной.

Пусть же в горниле страданий грешное «я» умирает,

Смертию в сердце холодном новая жизнь воскресает.

Я не хочу полуправды, я не хочу полуцели.

Пусть же порвутся все струны, лишь бы не даром звенели.














 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры
Яндекс цитирования Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU сайт Игнатия Лапкина сайт Игнатия Лапкина