Вопрос 3039: 16 Т
Ответ:
Всех не знаю, но более десятка таких просматривал и не раз. Считаю, что Гюставу Доре нет равных по композиции, по живости, по реальности и соответствию тому, что описано в Библии, по великолепной перспективе. У других художников фигуры сгружены, касаются поля, рамки и нужно всегда вглядываться: кто где и зачем? У Доре всё на виду, в ближнее, среднее и дальнее и даже запредельное входишь в доли секунды.
«ДОРЕ (Dore) Гюстав (6.1.1832, Страсбур, - 23.1.1883 = 51 год, Париж), французский график. Прославился живописно-динамичными, гротескно-выразит. иллюстрациями - полными фантазии и юмора текстовыми рисунками к «Гар гантюа и Пантагрюэлю» Рабле (1854) и «Озорным рассказам» Бальзака (1855-1856), романтически-эффектными страничными рисунками к «Божественной комедии» Данте (1861), «Дон Кихоту» Сервантеса (1862-63), Библии (1864-1866), гравировавшимися группой мастеров торцовой ксилографии. Социальная острота присуща сценам жизни лондонской бедноты (1860-70-е гг.). С нач. 1860-х гг. занимался живописью, офортом, позже – скульптурой». (БСЭ).
КСИЛОГРАФИЯ (от ксило... и ...графия), гравюра на дереве, один из наиболее распространённых видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в К. отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Формы, изготовленные способом К., выдерживают до 15 тыс. оттисков. Для больших тиражей с ксилографич. досок делается гальваноклише. Являясь древнейшим видом гравюры, К. издавна служила для создания как иллюстраций в печатных книгах, так и эстампов. В 19 в. широко применялась для печатания иллюстраций и репродуцирования живописи и рисунка в книгах и журналах.
ГРАВЮРА (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на к-рой вырезан рисунок; 2) вид иск-ва графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. В выпуклой Г. все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2-5 мм. Рисунок, т. о., возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на к-рую переходит изображение. К выпуклой Г. относятся Г. на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до кон. 15 в. рельефная Г. на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем). «Обрезной» ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщённость рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих. Прямо имитируют карандашный рисунок Г. карандашной манерой (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски). Традиц. материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево-пластиком, металл-оргстеклом и т. д.».
Сир.39:27-28 – «Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его — о том, чтоб окончить дело в совершенстве». Храм Соломона был полон изображений и Бог благословил Соломона. 3Цар.6:29 – «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне». 2Пар.3:14 – «И сделал завесу из яхонтовой, пурпуровой и багряной [ткани] и из виссона и изобразил на ней херувимов». И храм Зоровавелев, в который пришёл Христос, был полон изображений, сделанных весьма искусно. Иез.41:17 – «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения». 12 томов «…открытым оком» изданы в мягком переплёте, и на корочке каждой книги изображены гравюры Гюстава Доре с надписью места Библии, на какой сюжет они написаны. В «Новом Завете» в трёх книгах 104 изображения из Доре (32 32 40=104). Есть предпосылки к тому, что трёхтомник «Новый Завет» с толкованием потребует переиздания. Уже начали новую корректуру и готовимь новые фотовыводы. На этот раз думаю взять из Гюстава Доре 136 гравюр и перевести их в цвет, сделать цветными. Оказалось, что нам это сразу не по силам. Нужно сначала на компьютере обработать уже сосканированные, снять тёмное, убрать штрихи, всё остальное оставляя один к одному, не допуская ни малейшего изменения в рисунке – ни на миллиметр, затем вывести на бумагу через сканер, раскрасить художникам. Затем снова сосканировать в компьютер, и тогда только готовить по порядку, по событиям библейским с расположение страниц и надписи оформить, и готовить к четырём комплектам фотовыводов. И тогда уже приступает типография.
Гюстав Доре – поверить в это трудно,
Проиллюстрировал всю Библию в рисунках,
Которых двести тридцать – словно трубы,
Но много больше за три года в сумме.
От сотворения, от книги «Бытия»
До «Откровения», до горних обозрений,
Резец и кисть – два боевых копья,
И трудолюбие – надраенное стремя.
Благословил рисунки на века,
В них филигранность линий будто фото,
Он полтораста лет нам намекал
Раскрасить те гравюры – истинно охота.
Без языка ведётся разговор
С глухонемою немощью на равных,
Безграмотным распахнут здесь простор –
Картины эти не имеют равных.
Столетия страницы шелестят,
Штрих-код тогдашние компьютеры глотают.
Залито кровью часто пол-листа,
Ветхозаветною жестокостью местами.
Сам бритый, может быть, живой католик,
Он сотни бородатых нам представил;
С пророком видим крах первопрестольной,
И поле, полное засохшими костями.
Так живо представлять в воображенье,
Со тщательностью высечь мёртвые фигурки,
Придать войскам стремительность движенья –
Кино, но чёрно-белое в натуре.
Семь поколений… пусть не все подряд,
Но православные, католики, сектанты
В картинки будут взор, дивясь, вперять,
Доколе совместимость с Библией настанет.
Выходит, Библию любил француз Доре,
И нам он брат, беззвучный благовестник.
Его искусству не даёт стареть
Звонарь на колокольне повсеместной. 11.03.06. ИгЛа