Вопрос 1322: 4 т
Как Вы относитесь к песням и стихам иеромонаха Романа (Матюшина)?
Ответ:
Передо мною его книга «Внимая Божьему веленью», Минск, 2000, 544 стр., по благословению патриарха Алексия Второго, с предисловием Валентина Распутина, 10 000 экз.
С великим трудом нахожу на сотню стихов едва ли два стихотворения, которые вписываются полностью в Евангельское содержание, в Евангельский дух. У него непрерывный стон и повторение под разными вариациями: белые церкви, колокола, Русь Святая, скуфейка, келья, лампадка, смертная тоска, журавли, родники и лужи. В этом он весь. Совершенно определенно, если судить по всем его стихам, то он духовно не возрожденный, и обращение у него точно такое же как у патриарха, у Распутина, Юрасова и Кураева. Слово Божие для него отсутствует, оно ему просто не нужно. У него нет радости, которую дает благодать призывающая, абсолютно нет радости, которую дает благодать обращающая, и он постоянно в отчаянии, в полной неуверенности, что ему помогает благодать освящающая. У него постоянно туман, кресты, забитые лошади, покинутые собаки, с которыми он себя сравнивает. Это стихи ярого старовера, у которого всё благовестие заключается в одном: «Матерь Божия спаси, я сгораю в аду. Никола Чудотворец, выведи меня из преисподней. Я грешный, многогрешный, забейте мне в могилу осиновый кол».
Радости встречи со Христом этот человек не пережил, и в каждой строке этот человек тоскует непонятно о чем – о каких-то надкушенных яблоках – то ли девушка ему изменила, то ли всё досталось ему порченое? Одно баптистское песнопение «Гори, огонь, всегда гори, воспламеняй собой холодные сердца. И новый мир прекрасный озари, где будет радость без конца», одно стихотворение Веры Кушнир стоит всей поэзии Романа Матюшина. Он как будто никогда не слыхал о том, что Христос Духом Святым дарует человеку радость искупленного чада. 1Пет.1:6 – «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений». 1Пет.4:13 – «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете».
Рим.12:15 – «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». 2Кор.13:11 – «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами». Фил.2:18 – «О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». Фил.3:1 – «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно». Фил.4:4 – «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».
1Фесс.5:16 – «Всегда радуйтесь».
То, что патриарх Алексий живому поэту в России дает благословение открыто на издание его книги стихов – явление уникальнейшее. Может быть патриарх их и не читал, но те, кто принес ему на подпись, всё же должны были сказать патриарху о чем эти стихи. И вот в этих стихах суть всей патриархии. Движения вперед нет, идут не за Христом, тоска о старой былой России, о храмах и о монашествующих. Это то самое, о чем бредят, о чем токуют на своих съездах патриоты, подобные Валентину Распутину. Они подвизаются не за веру Евангельскую, а за свой «патриотизм». Стихи и песнопения иеромонаха Романа не дают силы и энергии, а, напротив того, действуют угнетающе; и в данное время, на просторах России они вредны даже могут быть
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 г. в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 г. принял монашеский постриг. В 1985 рукоположен в иеромонахи. В предисловии к книге написано из его стихотворения:
Я учился мужеству не у людей,
Я учился мужеству у лошадей.
Знаете таких задрипаных клячонок!
Им хребты ломают каждый день,
Раздирают губы каждый день,
А они храпят лишь обреченно,
Но идут навстречу борозде.
Об этих строках особенно восторженно отзывается писатель Валентин Распутин. Такие люди учатся не у ног Христа, а у природы; у того, что окружает их – самый неприкрытый пантеизм. Он совершенно нежизнеспособен. Рядом с ним можно только болеть и умирать.
Чувствуется поэтический дар, талант. О музыке судить не берусь, ничего в ней не соображаю, просто люблю. Но если бы о. Роман занимался Священным Писанием и любил его, и любил Господа радостью спасенного грешника, а не заготовителя осиновых колов для себя, его поэзия вспыхнула бы стократ более ярко и насыщенно и прошлась бы воистину как чистый поток. Слова у него идут легко, удачная красивая рифма, но всё только о видимом. Этой внутренней вспышки, чувствуется, у него никогда не было. Вот одно из самых лучших его стихотворений:
Ликует Рим в языческом веселье,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей распятого Христа.
Патриции, изяществом блистая,
Не драли горло в непотребном «бис»,
Не тыкали в страдающих перстами,
Достойно опускали пальцы вниз.
Наверное, большое наслажденье
Испытывал народ от этих встреч.
И тех, кто обречен на усеченье,
Согласно знаку поядает меч.
О, воины, почто забыта слава,
Вчера герои, нынче палачи.
Всех потешая зрелищем кровавым,
О беззащитных тупите мечи.
И вновь ведут на новые мученья
Того, кто стар, и кто кричаще юн.
И всех, приговоренных на съеденье
По одному бросают ко зверью.
Но тихий отрок, сам идя на муки,
Перекрестился, слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветленный лик.
И царь зверей, подняв завесу пыли,
Раскинулся, рыча, у детских ног.
И точно гром трибуны возгласили:
–Велик и Славен Христианский Бог!
Блаженны вы, невинные страдальцы,
Молитесь Богу день и ночь за нас.
Наверняка, опущенные пальцы
Готовит нам уже грядущий час.
Святая Русь, Расеюшка, Расея,
Сидишь над вавилонскою рекой,
А впереди – застенки колизеев,
До них осталось нам подать рукой.
Когда, душа, придет пора мучений,
И призовет тебя Господь на крест,
Любители кровавых развлечений,
Благословляю ваш безмолвный жест.
Да укрепит тебя, душа, Всевышний,
Когда настанет наш с тобою срок,
Одно бы только нам тогда услышать:
–Велик и Славен Христианский Бог!
Ликует Рим в языческом веселье,
Заполнены трибуны неспроста,
Выводят на арену Колизея
Служителей Воскресшего Христа.Иер. Роман, 17.7. 1987