Вопрос 1324: 4 т
Скажите о современной духовной поэзии.
Ответ:
Настоящей духовной поэзии не так уж и много. Вот передо мной книги, которые я прочитал в последний месяц: иеромонах Роман «Внимая Божьему веленью», 544 стр. – новообрядческий поэт и певец; Виталий Гриханов «Стихи и поэмы», 312 стр. – старообрядческий поэт; Вера Кушнир, Родион Березов, Николай Храпов – баптисты. О поэзии отца Романа мы уже говорили. Что касается Гриханова, то у него я нашел 335 мест, несогласных со Священным Писанием, и это говорит о том, что он духовно был не рожден. Евангелие не стало для него светильником, и у него всюду и во всем виновато: троеперстие, Никон, царь Алексей Михайлович; и едва ли есть пять стихотворений, которые можно назвать действительно чистыми, духовными. Они, эти стихи, и не запоминаются и проходят мимо Священного Писания, мимо того, что окружает нас. Он просто не знает выхода из этой обступившей тьмы. Слово о живом благовестии, о Евангельском труде, об Апостольской миссии намертво отсутствует, как и у о. Романа. И если бы им встретился Апостол Павел таким, каков он был, то судя по их стихам, он был бы для них совершенно чужим человеком, непонятым и далеким. Во многих стихах, сравнениях, временных смещениях стихи Виталия Гриханова просто прекрасны; но незнание Священного Писания, старообрядческая упертость в Никона и страшная озлобленность черным покровом закрывают талант и высевают новые семена злобы. Если бы в его сердце была Библия, как открытая книга, это дерево принесло бы плоды, которыми могли бы питаться все любящие чистоту веяния Духа Святого. Каждый раз, когда приходится читать такие талантливые стихи, сердце сжимается болью, что сделали с русским народом священники старообрядческие и новообрядческие, отняв у него Священное Писание, скрыв его под славянью.
Что касается баптистских поэтов, то у них всё написано согласно Священного Писания, чувствуется духовное возрождение, но ни слова нигде не говорится о том, чего у них нет, то есть о благодати освящающей, об истинной Церкви, о Таинствах.
Я не хочу перечислять местных и центральных поэтов, – их сегодня – море. И из десяти вышедших книг поэзии я не мог выбрать ни одного стихотворения, в котором чувствовался бы голос Духа Святого, в котором был бы огонь любви ко Христу, радость искупленной души. Все поэты любого калибра крутят,вертят, лопочут о том, чего не пережили, и поэтому слова их мертвые, искусственно выкрученные. Все ищут какие-то необычные метафоры, сравнения, пытаясь удивить мир, но сказать нового почти невозможно, всё уже сказано. То они давятся Ермаком, то войной, то... и всё им милее ностальгии по ушедшей «святой» Руси – нет ничего.
В своих книгах «…Открытым оком» я привожу стихи многих авторов. Случается, что из целой книги какого-нибудь поэта я выуживаю только одно стихотворение, а остальное ни о чем, как говорит Чернышевский о Фете – «лошадиная» поэзия.
…Знаю, что простишь мои неправды.
Вот я весь стою перед Тобой.
Для любви нет никакой преграды,
Потому что Сам Господь – Любовь.
Ради нас одет был в багряницу,
Ради нас распят, как человек,
Мытаря, разбойника, блудницу –
Никого Ты, Боже, не отверг.
Всех простил, на древе умирая,
Праведник за грешных умирал,
Господи, с Тобой не надо рая,
Тесный ад с Тобою мне, как рай.
Плачь, душа, в содеянном покайся,
Сокрушайся, об одном мечтай:
– Если уж за нас Христос распялся –
Нам ли не распяться за Христа?..
Иер. Роман, 1982