Вопрос 3697: 25 т
Не грех ли показывать отрицательные стороны православной церкви, в насмешку, как делал Лесков Н.С.? Да и после него многие пишут в таком же жанре анекдотов, и даже священники. Можно ли увидеть разницу между первым веком и нынешним? Какую роль играет здесь рождение свыше?
Ответ:
Вопрос остаётся: было ли и есть ли такое, что в смешном виде показано? Если это есть, то по чьей вине такое случилось? И что будет, если это положение не исправить, с кого спрос в первую очередь? Если то, что пишет Лесков, не существовало, то грех только на нём, и на том разговор окончен. Славу Богу, что этого нет на Руси, а смехотворство и смехачество жидовское насторожило нас, что у нас той беды нет, что он показал в юморном тоне. Смехотворство над вечным спасением ставится в один ряд с нечистотой и блудом. Еф.5:3-4 – «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение».
А если это было и есть и Лесков правду показал, тогда его в один ряд с Нестором-летописцем ставить, что не зряшно он талант изжил на попа-балду. Неужели будем подозревать в неискренности намерения всех, кто описывает состояние дел в церкви? О. Сергий Желудков о том много сказал. Священник Михаил Ардов в своей книжке «Мелочи архи… прото и просто иерейской жизни» (картинки с натуры) 1995 г. 256 стр. 10000 экз. сразу же оговорился: «Донеслись уже и голоса осуждения, меня обвиняют в поношении церкви и священства. В ответ своим критикам я дерзаю повторить слова из письма Н.С. Лескова к И.С. Аксакову: «Я никогда не осмеивал сана духовного, но я рисовал его носителей здраво и реально, и в этом не числю за собою вины». Сотни смешных картинок. В основном это необученная паства, ошибки в произношении того, что на слух берут, пьянство священнослужителей и всё в том же роде. Отпевают кого попало, и самоубийц, поминальные записки и прочая несусветная и смешная с точки зрения понимающего это.
Нужно помнить, что за каждую душу умирал Спаситель Христос. И независимо от того, кто он, какой его уровень был до обращения, все должны сознательно, по Слову Его прийти к Нему и жить по Его Слову. И за каждую душу отвечать будут священники, если не научат паству свою пути Божию. Вот с этой позиции вечности и Страшного Суда и будем рассматривать всё, что пишут добрые пастыри с талантом литераторов-профессионалов. Иак.4:9 – «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль». Лесков и Ардов с Желудковым и прочие пишут интересно, можно смеяться над неучами, над колобродящими мужиками у могил, о язычестве в среде христиан православных. Но кто виновен в том, что такая тьма и такой мрак в душах людей? Ис.8:22 – «И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел». Возможно ли, чтобы кто-то из Апостолов написал хотя бы одну страничку таких анекдотов и побывальщин о своей пастве? Рим.1:8 – «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире». Они смеются над своей паствой. А нужно горько, долго и громко плакать и вопиять, что так запустили образование, вернее, необразование своей паствы и сделали её добычей всякого безбожника и еретика. Такое состояние было и в древности, но о том не смеялись, а плакали и грозили пророческие длани. Иер.50:6 – «Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе своё». Иез.34:6 – «Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их». За каждую овцу будет строго взыскано с нерадивого пастыря. Иез.34:10 – «Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их». Так как же можно смеяться над тем, что паства идёт в ад? Рождённый свыше, в ком Дух Святой, так не поступает. Христос плакал об этих овцах, хотя Он их до того и не учил. Фил.2:5 – «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». А учителя их тут же признали, что овцы их глупы.
Иоан.7:49 – «Но этот народ невежда в законе, проклят он». Когда говоришь об этом батюшкам, они страшно злятся и поносят тебя же. 2Тим.3:8 – «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере». И пишут сами же попы, что люди не понимают богослужения, а берут на слух и в извращённом виде, но на русском языке дать народу не желают. 2Пет.3:16 – «в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Мне пришлось, не будучи священнослужителем, трудиться на духовной ниве с людьми вот уже 45 и могу на опыте показать, что все те, кого показывают Лесов, Желудков, Ардов, если с ними заниматься регулярно по изучению Библии, и чтобы они были в настоящей православной общине, эти люди все до одного решительно меняются. И к ним уже ни один анекдот не подойдёт, их жизнь делается сознательной во Христе (см. «…открытым оком» т.15,16). Не смеяться нужно над тупостью и невежеством коростовых овечек, а плакать над тупостью, жестокосердием и чванством пастырей лукавых и безбожных. Они же все в крови своих овец. Ос.4:8 – «Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их». Деян.20:26-27 – «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию». Иез.33:8 – «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей». Каждый священнослужитель должен быть пастырем и учителем. Мой отец Тихон 40 лет пас различный скот, и я всё детство провёл у стад на полях. Если даже одна захудалая овца потерялась или заболела, то сколько труда положено будет, чтобы поднять её! Но если в болезни, в ненаученности, гибели виновен именно ты, за небрежностью и зубоскальством кроется геенна огненная, то хватит ли слёз в океане, чтобы достойно оплакать любого попа и архиерея-деспота? Иез.34:2 – «сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» Деян.20:29-31 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».
Апостол, Духа Пресвятого Исполняясь, пламенное слово
Толпе собравшейся вещал. И с изумлением внимал
Ему народ страны парфянской: Слова родного языка
Пришедшим странно слышать было От чужеземца-рыбака.
Меж тем, Божественная сила Его собою осенила,
И речью смертною его Им говорило Божество.
И Пётр, Господней церкви камень
Словами жгучими, как пламень,
Сердца народные зажёг. Апостол Божий и пророк,
В речах могучих и суровых Он о страданиях Христовых
Им говорил, – о чистоте, О смертной муке на кресте,
О светлом чуде воскресенья, О всепрощающей любви…
И света нового струи, Источник нового ученья,
Любви, добра и всепрощенья Людских сердец проникли тьму,
И слову дивному сему
Внимали люди в умиленье. Н. Григорович