Вопрос 821: 2 т
Скажите, музыканты, работающие на сцене и артисты – это грех? Они весело живут только на сцене, но для них это может быть тяжелой работой, грешно ли это?
Ответ:
У Грибоедова в «Горе от ума» ревнитель благочестия изрекает: «Уж если зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь». Иоанн Златоуст называет театры училищем разврата, а Ян Коменский, священник чешский и епископ новозеландский Мартенсен допускают существование театров даже в школе, с ограниченным диапазоном действия – по библейским сюжетам. У нас в общине есть свои артисты и неплохие. После бракосочетания и обеда они делают представление, подобающее торжеству – на библейские сюжеты. Я считаюсь хозяином нашего храма и трапезной, владельцем, к тому же и старостой общины, значит несу повышенную ответственность за представляемое на местном подиуме. Я весьма осторожничаю и еще ни на одном представлении не был, и когда вся община смотрит доморощенных артистов, я с наслаждением гоняю во дворе своих голубей. За грех не считаю, но так как предполагаю, что могут быть нарекания, не как на хозяина и старосту, а как на проповедника, то я берегу себя. 2Кор.11:12 – «Чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы». Проповедник – это первостепенное, в чем нуждается Россия, и мы должны молить Господина жатвы, чтобы выслал достойных делателей. В овчарне православной церкви орудуют разбойники в рясах, бритые сектанты с «бабочкой» и ножом. И если родится проповедник, то его нужно беречь всем миром, как сурдолога среди массы глухонемых, как поводыря среди толпы слепых, как факел Данко из «Старухи Изергиль» Горького. Это от меня как завещание русскому народу.
Но я люблю смотреть фильмы о природе, хорошие исторические о Руси и христианские, как «Иуда бен Гур», «Камо грядеши», «Иисус» и другие на библейские темы. Не могу представить себе, чтобы осудительные и гневные слова против лицедеев-артистов Златоуст мог обратиться против исполнителей ролей в фильмах «Авраам», «Иосиф», «Иеремия», «Моисей» и другие. Святитель говорит о каких-то бассейнах на сцене, в которых купались женщины. После просмотра этих представлений мужчины не хотели и смотреть на своих затрапезных жен. Ставились сцены по языческим мифологиям и тому подобное.
Когда трагический актер,
Увлекшись гением поэта,
Выходит дерзко на позор
В мишурной мантии Гамлета.
Толпа, любя обман пустой,
Гордяся мнимым состраданьем,
Готова ложь почтить слезой,
И даровым рукоплесканьем.
Но если выйдя за порог,
Нас со слезами встретит нищий,
И прах целуя наших ног,
Попросит крова или пищи –
Глухие к бедствиям чужим,
Чужой нужды не понимая,
Мы на несчастного глядим
Как на лжеца и негодяя.
И речь правдивая его,
Не подслащенная искусством
Не вырвет слез ни у кого
И не взволнует сердце чувством.
О, род людской, как жалок ты,
Кичась своим поддельным жаром
Ты глух на голос нищеты
И слезы льешь перед фигляром. Дуров С.Ф.