Вопрос 825: 2 т
Прав ли был Мцыри у Лермонтова, когда на три дня вырвался из келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв?
Ответ:
Есть поговорка: насильно мил не будешь, и: ничего нет печальней безответной любви. Само по себе монашество и монастыри не имеют ни малейшего обоснования на страницах Библии. Это был протест против обмирщенности огосударствленной, номинальной церкви. Протест был неверный и не евангельский. Лермонтов показывает то христианство, в котором он жил, и от которого он погибнет. Принято считать Пушкина христианином, на этом настаивают исследователи его жизни. И последняя, роковая его дуэль была далеко не первой, а 28-й по счету. Люди жили в океане нелюбви, в море молодой похоти, о чем они и писали. О своем современнике Серафиме Саровском, жившем совсем рядом с ним, Пушкин не упомянул ни в одной строчке, также и Лермонтов. Чем же они жили? Во всей русской литературе, ныне называемой классической, нет ни одного евангельского образа, не считая полуевангелького старца Зосимы в «Братьях Карамазовых». Россия вела самые захватнические войны, и последствия их мы ощущаем ныне в Чечне. Ермоловские выстрелы бьют по нашим детям. Лермонтов известен нашим патриотам как национальная гордость, талантливый поэт. Поверим ему, взявшему эпиграф к «Мцыри» из первой книги Царств. 1Цар.14:43 – «Я отведал… немного меду; и вот, я должен умереть».
Они пленили мальчика, быть может, убив его родителей, но злодейство русских на этом не кончились. Эти русские захватчики увозят его в далекую чужую сторону и сдают в монастырь смертельно больного. Ни слова сожаления или раскаяния об уже загубленной жизни. Разве они его взяли таким? И монахи ничего лучше не придумали, как приобщить его к душным кельям и многочасовым стояниям. И в этом он был прав, потому что о Христе не было ни слова, и свою энергию он с пеленок готов был направить на дело своих отцов: быть воином, как Александр Невский, Димитрий Донской. Поступили с ним противоестественно, безжалостно, жестоко. И эти три дня были для него как мед свободы, поддержавшей его силы, как у Ионафана.
Мне приходилось выступать перед многочисленной аудиторией директоров школ РОНО и ГорОНО, и ни один из них не смог объяснить смысл эпиграфа, взятого Лермонтова к «Мцыри».