Вопрос 1241: 4 т
Вы постоянно говорите, что монашество, как явление, не имеет своего оправдания в Новом Завете. А как же святые отцы, монахи, такие как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, и Вы сами начитывали жития святых и восхищались их подвигом. Такие отзывы о монашестве не сеют ли соблазн в молодых сердцах и не подрывают ли доверия к трудам этих святых отцов?
Ответ:
Такие мнения с прибавкой и других, еще более нелестных отзывов о моих высказываниях, приходится слышать от монашествующих: епископов, архимандритов. Всем им я отвечаю одинаково: ни трудов, ни подвигов монахов я не умаляю, приветствую и поклоняюсь перед ними. Я же говорю совсем о другом, что институт монашества не имеет основы на страницах Священного Писания: что нужно составить другой, отдельный устав, отгородиться стеной (мандрой) от мира, и там жить всю жизнь под руководством архимандрита, и всю жизнь заниматься исследованием своих мыслей, чувств, поверяя их старшему. И всех их я прошу: покажите хотя одно место Писания, на основании чего возникли монастыри и монашество. Обычно начинается махание руками и нечленораздельное мычание: «Ну.. того… этого… Если хорошо поискать по Библии, может быть и можно где-то, что-то найти, не дураки же они были, такие как Савва Освященный, как Пахомий, в монастырях которого было до 11 тысяч монахов. Они-то давали какое-то объяснение. Апостол Павел говорит, что неженатому намного легче трудиться и спасаться». Вот отсюда и надо начинать. Не женись, дабы у тебя не было лишних скорбей и забот, и трудись в мире, как трудились постолы, как подвизался Апостол Павел. Вы послушайте песнопения о. Романа (Матюшина) – это непрерывный стон про колокола, свечи, скуфейки, о белых церквах и о погибшей своей душе. Это образец того, каким путем идут монастыри. Просто сравнивайте с «Деяниями Апостолов» всё, что там делается. И если в этой книге 28 глав и 1006 стихов, в которых отображена история первоапостольской церкви, пусть покажут что где-нибудь написано, как принимать монашеские обеты и всё остальное, о чем потом написали основатели монашества Антоний Великий и Феодосий Печерский.
В современной жизни большинство монахов живут в миру, и это не потому, что их послал епископ кого-то спасать, а просто так их призвание сошло на нет – не в монастыре и не в миру, и нередко, крадучись, женятся. Не редкость – «женатый» епископат, как пишут о митрополите Филарете украинском. И обеты, в большинстве своем, они дают лживые, ибо заранее знают, что в монастыре жить не будут, а будут жить в миру на соблазн многим, и у некоторых остается одна основная мысль – как размонашиться, потому что попали в вечную петлю.
У меня мечта велия, с каждым днем сильней:
Сделаю себе я келию и закроюсь в ней.
Ржавый гвоздь удержит мантию и епитрахиль.
Помолюсь пред Божией Матерью, попишу стихи.
Келия моя ветхая, четки на стене,
Радада зеленой веткою просится ко мне.
Выйду за водою полночью к горнему ключу.
Воротясь, надену поручи, помолюсь чуть-чуть.
Тишина вокруг велия, тишина внутри.
О моя пустынная келия, ты мой Третий Рим.
Отойдите, чуждые странники, помыслы, слова.
Пусть душа живет в празднике одиночества.
Келия моя тесная, сквозняки от дыр.
За порогом темень известная, за порогом – мир.
Иеромонах Роман, 1987