Вопрос 1984: 7 т
Если даже верить житиям, что всё так и было, то, читая про деятельность прославленных святых, можно ли заметить, что их деятельность сходится с требованиями библейскими? Тем ли они занимались там, или просто устраивали образцовые хозяйства и молились, строя храмы и кельи?
Ответ:
Да и как было им не быть, образцовым хозяйствам: детей малолетних нет, нахлебников нет, все однополые, о здоровье не стонут, едят мало. И притом постоянный огромный приток дармовой «во славу Божию» рабочей силы, тех, которые нагрешили и теперь пришли замаливать свои прошлые весёлые дни. Да и от богатых, вплоть до царей, на монастыри отпускали целые деревни, озёра, острова. Труд был тяжёлый, но с твёрдой верой, что это всё сторицею окупится, ибо он для спасения бессмертной души, часто по оброку и по обету. Всё делалось на совесть, воров нет, лодыри туда не придут, пьяницы изгнаны. С таким контингентом вовсе уж никудышный прораб мог бы закрывать приличные наряды. Деян.4:33 – «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».
Деян.4:37 – «у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов».
Филипп митр – 9 янв. «В продолжение своего восемнадцатилетнего управлвния Соловецкой обителью, святой Филипп совершенно обновил ее: соорудил в ней две каменные церкви — Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня, завёл колокола вместо бил и клепал (металлических досок, употреблявшихся для созывания братии на богослужение), воздвиг для братии двух-и трех-этажные келлии и больницу; умножил и улучшил соляные варницы, —главный источник содержания обители, устроил водяные мельницы, завел скотный двор и оленей, соединил озёра каналами и осушил болота, сделал просеки в лесах и проложил дороги. В сане игумена Филипп сделался снова известным великому князю Иоанну Васильевичу и заслужил его расположение. Царь пожаловал ему граматы на разные волости, села и другие владения, подарил ему богатые ризы, шитые жемчугом, и два покрова на раки угодников Соловецких Зосимы и Савватия, а впоследствии прислал тысячу рублей на построение Преображенского храма, два колокола, два золотых креста с драгоценными камнями и жемчугом и новые жалованные грамоты для подтверждение разных льгот обители».