Вопрос 2014: 8 т
О монашестве у меня было самое возвышенноемнение, и я вполне могла стать монашкой; меня даже влекло к тому и местные иеромонахи речь о том вели, что угоднее всего Богу посвятить себя целиком, а это возможно только в монашестве. А тут вот Вы стали говорить, что монашество – учреждение неЕвангельское, измыслено по человеческим замыслам. Не ошибаетесь ли Вы? Кто-то еще так понимает, как говорите Вы, или это всё Ваши собственные наработки, Ваше собственное мнение? Есть ли у Вас единомышленники в понимании «монашеского» вопроса?
Ответ:
Иоанн Златоуст говорит, что если даже вы все уйдёте из церкви из-за моихобличений, я останусь непоколебим. Мне не нужно искать соратников из людей, разделяющих моё мнение. Мне это совершенно не былонеобходимым, потому что у меня есть Библия.Пс.90:4 «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Егобудешь безопасен; щит и ограждение — истина Его».
Наши соратники не только живые люди, не только те, кто рядом сидит, но и те, кто в соседнем доме, в соседней стране или в соседнем потустороннем мире, и в книгах из прошлых столетий. Лук.20:38 – «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Приведу выдержки из книг, которые сегодня издаются, перепечатываютсяс книг прошлых столетий. Это официальные книги синодальные, писали патриоты монашества. Но в этих книгах столькопромелькнет иногда, что толькооглянешься – да нев одном ли экземпляре специально для меня они изданы, чтобы потом для других можно это было опубликовать?Приведу лишь названия книг и малые выдержки из них.
Вот «Древние иноческие уставы» (Высота книги – 25,5 см.) пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта. Собранные епископом Феофаном. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-литографя И.Ефимова, Большая Якиманка, Дом Смирновой. 1892. От Московского Духовно-Цензурного комитета печать дозволяется. Москва. 31 октября 1891 г. Цензор протоиерей Симеон Вишняков.
Паломник-благовест. Рига. 1995 г. 6.000 экз.666 стр.
Прочтя от корки до корки эту книгу, мало в ней найдёшь божественного, но всё основано на мудрости человеческой, не опирающейся на Библию. Создатель подлинно унифицированного устава, потом принятого и в русских монастырях, ПахомийВеликий ничего лучше не смог в оправдание«божественности» своего устава представить, какединственно только якобы бывшее ему откровениенекоего ангела, который на дощечке дал ему этот его устав: по сколько часов спать, как возводить по степеням совершенствования новоначальных иноков.Нет уже ни Пахомия, ни ангела, ни дощечки,а авторитетность устава почиталасьс тех пор полторы тысячи лет. Так чем же мы лучше Джозефа Смита, основавшего секту мормонов? Он же точно также ссылается на ангела,даровавшего ему книгу на золотых листах. А потом эту книгу где-то зарыли, да так и ненашли. И Махмут-Магомет-Мухаммет - основатель мусульманства - точно также получает с неба куран-коран; и Джебраил-гавриил, получается, теперь ответчик за создание ваххабитизма и прочих головорезов и берёт под своюохрану и оправдывает их, готовящих вдов-смертниц?
В самом начале вступительной статьи пишут:
Стр.11. «Пр. Пахомий был египтянин… по некоем видении во сне, исполнившим сердце его пламенным влечением к пребыванию с единым Богом, удалилсяв пустыню к известному в той местности отшельнику Паламону. Он видел во сне: роса, с неба сшедшая, наполнила десницу его, и, огустев, претворилась в мёд, причем был к нему глас: «Разумей, что видишь, се есть знамение благодати, тебе даваемой от Христа Бога».
Даже если признать, что сон от Бога, что голос был истинно от Бога, то почему же толкование такое, что нужно идти вопреки прямых указаний Христа, от имени Которого голос и видение? Господь говорит:Мрк.16:15 – «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Деян.1:8 – «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».Евр.13:8 – «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».2Тим.2:13 – «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». Иер.23:28-32 – «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Моё слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь».
Кроме того, если Пахомий был христианина и был верующий Слову Божию, то немог же он не читать этих грозных слов Апостола Павла: 1Кор.16:22 – «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа». Гал.1:8-9 – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали,так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». В Библии всего только трижды произносится это страшное слово «анафема», этот смертельный для верующего «херем» (евр.отлучение. Лев.27:21,28-29; И.Нав.6:17-21), обречение на заклание.
Я не настаиваю, что в «Житиях» правильно написано о жизни Пахомия и этого его видения. Но не могу и не верить, потому что верить им же, этимписателям «Житий», это всё же самый безопасный путь, так как других источников об этой личности и о других у нас вообще нет. Тут дело-то ещё в том, что слепота православная не позволяет вообщеничего рассматривать во свете Библии. Они безоглядно верят всему, где угодно написанному. Особенно, если на книге есть крестик, да благословение,даже самогонеизвестного им батюшки. Но если это издание монастыря, то оно уже превыше наличного разума и бывшего от века. Библия - это участь впавших в баптизм. Участь впавших в монашество – верить снам и голосам, не проверяя, чьи же это голоса. Лишь бы они подтверждали, что монашество – это фундамент и самый надежныйпуть попасть на небо. Но когда я стал подробно сравнивать написанное в «Житиях» со словом Божиим, товдруг приверженцы всего, кроме написанного в Библии, они буквально завопили: «Да что вы берёте за основу Димитрия Ростовского, откуда ему было знать, что говорили эти святые в 4-м веке. Берёте Феофана Затворника, митрополитов Филарета и Макария – они могли ошибиться и не так написать про то, чего очевидцами они никогда и не могли быть; сочиняли в своих затворах икельях. Может, на самом деле эти святые этого и не говорили, а вы их ниспровергаете».
Вдруг всё перевернулось: я оказался приверженцем истинности написанного в «Житиях», что так оно и было, как в них написано, но что так эти святые не должны были делать. А эти патриоты вдруг скатились доотрицания истинности написанного у Димитрия Ростовского. Им лишь бы сохранить в почёте того святого, кому они столько лет свечки ставили. Достойно сиегорьких и плачевных воплей!
Но мы знаем так же, что под видомАнгела может предстать рогатый чёрт.2Кор.11:14 – «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света». Монахами бес вертел, как хотел, чтоотражено в житиях Исаакия Печерского, Никиты, Василия, Симеона Столпника и др. Самому же Пахомию диавол непрестанно докучал, приходил то в виде Христа, то в собственном виде и вёл долгие беседы с этим отшельником. Он, написано, уже имел опыт и распознавал, что это подделка, не настоящий Ангел. Опять же: откуда мне знать, когда Пахомий распознавал демона, а когда не мог распознать? И ещё: когда Пахомию было явление Ангела с дощечкой, на которой был устав его монастыря, у него вообще не было никакого опыта. И он принял этого явившегося и мог выполнить роль контактёра,может быть, и крепко сомневаясь, потому что онбыстро пришёл к своему наставнику Паламону и рассказал ему об этом явлении.
Стр.17. «Возвратившись, всё рассказал ему и просил его сходить вместе с ним на то место, где Бог такую к нему явил милость. Паламон, видя в этом прямое указание Божие, возблагодарил Бога за такое благоволение к ученику своему и охотно согласился исполнить его желание. Пришедши на место, они построили там вместе небольшуюкелию и призвали Божие на неё благословение. Паламон пробыл там несколько времени, наконец сказал: я пойду в свою келию.. только положим завет между собою не покидать друг друга в жизни сей. Пахомий с радостью на сие согласился и был верным исполнителем сего завета до самой смерти старца, которая,впрочем, незамедлила». (Можно сделать предположение, что Паламону таких явлений не было за всю его отшельническую долгую жизнь, но он их очень уж хотел зреть, потому что подвижники живут постоянно во мнении, что они угодники Божии и им эти явленияБог чаще показывает, чемпоселянам, которые их кормят в этих пещерках. Но не сподобился. И когда Пахомий возвестил о явлениикого-то, кого он назвал ангелом, он, не смотря на смертельную болезнь и старческую немощь отправился в путь, чтобы убедиться в явлении, хотя и не лично ему, но зато не чьему-то, а его ученику.
Тут всё, как в явлении фатимской «богоматери» у католиков в Португалии. Явление строго привязано только кодному дереву, к одной пещере, к одномукусту. Диавол всегда привязан или к дощечке,как гласит житие Илариона Великого и др. или к месту в горах. Божий Ангел не привязан к месту; он может явиться у дуба, на горе Хориве, на горе Мориа,на пути в пустыне, у куста илив виду врагов, как И. Навину. Привязка к одному месту говорито подозрительности явления. И когда более опытный Паламон пробыл там уже довольно времени, а дух сей так и не показался более, он понял, что может тут и умереть в той вновь построенной для него келье. И ушёл умирать на свое обжитое место.
Стр.14. «Предстал ему Ангелв одежде великого иноческого образа, - в схиме, и вручил ему медную дщицу (доску), на которой были начертаны правила иноческого жития для имевших поступить под его руководство». (Внизу страниц даются пояснения, расшифровка. Вот они: «Палладий в Лавсаике гл. 34 пишет: «однажды, когда он сидел в своей пещере, явился к нему Ангел Господень и сказал:Пахомий, ты сделал свое дело, потому теперь не должно тебе оставаться в этой пещере…о явлении Ангела в пещере.. говорит Дионисий малый,переведенном ими с греческого, которое составил неизвестно кто»).
Стр. 17. «Дав такой устав и тем исполнивсвое служение, Ангел удалился».
Стр. 31. «Ангелсказал: Богу угодно, чтобы отселе ты принимал приходящих братий и приводил их к Нему путем строгого подвижнического жития. Повторив это трижды, Ангел отошел».
Стр. 51. «Бывало, и враг подходил со своими мрачными прелестями.. злой дух сказал, что он Христос. В другой раз он явился ему в образе простого смертного.У них шла долгая беседа».
Стр. 52. «Этим ограничим извлечение из жизнеописания пр. Пахомия, полагая, чтоэтого всего очень достаточно к познанию, в каком духе действовал он и к чему направлял всехи словом,и учреждениями своими».
«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за то Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня».
«Сказано, что врата адовы не одолеют Церкви, но нигде не сказано, что в России сохранится Церковь. Россия может окончательно потерять её» еп. Афанасий.
«Заключаю, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие… если не изменять у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится, останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всё преисполнит дух мира». Феофан Затворник (1863).
Когда же прочтете уставы в этой редкой книге, то вы уженикогда не сможете поверить, что эти уставы составлены святыми под диктовку Ангела и записаны на несуществующие в природе дощечки.Какими бы ни были самые тоталитарнейшие секты,они могутсоотнести свои уставы с этими и найти, что они чрезвычайно похожи друг на друга. И кто у кого списывал, тут уж догадываться не нужно – кто раньше родился, тот и отец всем остальнымнасилиям над личностью человека. Но любая секта тоталитарная обязательно укажет в своих уставах, что несравненно и более выгодно отличает их от уставов этих самых прославленных монастырей и авв. В секте у Муна за один раз совершают по десять тысяч свадеб, где сходятся молодые люди. Там они могут спать на кровати, здесь только сидя или полулёжа. Там в уставах нет крепкого битья, а здесь на виду у всех висят плети; там нет такой жуткой ненависти к женщине, как к лютому исчадию ада. Не берусь даже приводить написанное в этой книге, потомучто никто не поверит, что этоофициально было в монастырях. Это они теперь уже всё ревизировали и толстенные монахи ратуютза Пахомия. Они пахомиевой лапши еще и на дух не видели; он бы из них вытряс эти пуды жира. Многое мне вуставах Пахомия, Василия,Кассиана нравится: молча обедать, знаками показать, и тебе поднесут нужное. Работать молча,ночью не разговаривать в келье. Но не более того.
Вопрос 2015: Какими качествами или каким канонам должен соответствовать канонизируемый святой в Православии?
Ответ: На примере Нестора летописца, героя Пушкинского в поэме «Борис Годунов», легко увидеть это. Что Нестор сделал, кого ко Христу привел? В чем вообще был смысл его жизни? Когда он ко Христу обратился, где у него произошло духовное рождение? На эти вопросы ни одинлетописец не ответит. Но так как Нестор весьма возвышенно говорит о своих собратьях поподземелью, считает их основой«основанием по благоустройству на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом Печерском монастыре», то этим он уже обессмертил себя в глазах этих властителей умов русского народа. Они задавали весь тон, благоухание своё. Народ воспитывался не на Библии, которой ни у кого из богатых-то не было на велико-русском разговорном, для всех понятномязыке, а на «Четьих-Минеях» - то есть на житиях, которые написали сами же монахи. Это же было всегдашнее министерство пропаганды и просвещения. Онисравнивали себя только с ангелами и архангелами, (почему-то только всегда в чёрном одеянии, хотя вБиблии все Ангелы являлись только в светлом и белом одеянии). А монастырь – это рай земной. Вот народ и мечтал туда попасть, там спасаться.Ис.29:15 – «Горе тем, которыедумают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»»
1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».Иак.4:12 – «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»
Нестор Летописец – 27 окт.«Он написал нам о начале и первом устроении нашего русского мира, не только внешнего, но и особенно внутреннего, духовного, – то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом Печерском монастыре, а равно о духовном родоначальнике нашем, преподобном Антонии, и о других последовавших ему и порождённых его духом Печерских святых…
...Блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими делами, – что он сделал ещё раньше, не пребывая в искусе, – но и мирским образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена Печерского. Потом им же был он возведен и в сан диакона».
Своим талантом послужить успей,Еф.1:12
Приумножая дар любви сердечной.Мф.25:29
Уменьем, ремеслом надежный гвоздь забей,Сир.14:25
Рабочую одежду раным-рано на плечи.Пс.56:9
Так медленно пророчества приходят,Мф.5:18
Внезапно исполняясь каждодневно.Пр.6:15
Ушедшей жизни крапинками годы1Пет.2:21
В картине общейтоже будут ценны.Гал.2:2
Там мой потенциал и перспективаЕф.2:10
Пунктиром – смог под лупу рассмотреть.Рим.12:2
Успетьубрать положенную ниву, –1Кор.9:24
Всё ближе на конце маячит смерть.Евр.9:27
Мне постоянно знаний не хватало,Пс.70:18
А мог я их добыть совсем легко.Сир.6:18
Смиренья и молитвы было мало. Ис.58:9
Подножный корм давали мне, не молоко.1Кор.3:2
Какая моя роль на этой сцене?Пс.38:5
Мой выходзлополучный где помечен?Иов.3:11
Собаки в рясах на запашистом сене,Ис.56:10
А овцам поживиться было нечем.Лук.12:45
На каждый день итог подбить к ночлегу,2Кор.13:5
Бежать на поприще умело и охотно.Ден.20:24
Помог ли дальнему и ближнему соседу,Вт.24:20
Рабочая спецовка стала потной?Иоан.4:6
Раскаянье не есть саможаленье -Прем..5:3
Дырявые мозги от блудных дел.Пр.9:16
В пролежнях дороги – было много лени,Пр.24:33
Сто раз на час опять не пропотел.Мф.13:25
Пророчества о внуках и отростках2Цар.7:19
Сжимаются, подтянутые в чреслах.Евр.7:10
Мои скандалы – язвы и коросты,Сир.47:28
Напоколения белком яичным пресным.Иов.6:6
За это и за прочее в ответе2Кор.5:10
Быть безответной душеньке моей.Мф.25:30
Простите! Хочется с любовью быть отпетым,Деян.8:2
Пример оставить для живых людей.ИгЛа 12.6.03 1Пет.2:21