Вопрос 4017: 29 т
Столько прозорливых в церкви, но почему никто не говорит, почему так часто горят храмы и монастыри? Может, не одна причина – замкнуло электропроводку; а может, у нас что-то замкнуло — и мы давно слепые?
Ответ:
Хотя при пожаре, как и при венчании бесполезно давать советы, но есть и на эти темы дельные рассуждения.
“Мужской монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев, расположенный в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом – гордость и слава Екатеринбургской епархии, её визитная карточка. 30 апреля сего года, в среду Светлой седмицы, в этом монастыре сгорело дотла двухэтажное деревянное здание площадью 300 кв.м. На первом этаже была Иконная лавка (правильнее бы сказать – монастырский универмаг), наполненная разнообразным товаром общей стоимостью более 10 млн. руб., на втором – музей царской семьи, любовно создаваемый группой энтузиастов. Рыночную ценность экспонатов музея сейчас вряд ли уже удастся определить. Да и зачем?
О происшедшем пожаре сообщили почти все ведущие СМИ, в том числе и православные. Одни со скорбью, траурно, другие – с плохо скрываемыми злорадством и ехидством. Бойкие журналисты отметили, что это уже не первый, а второй пожар в монастыре (агентство «Регнум»), но на сей раз культовые строения (надо понимать – храмы) не пострадали. Журналисты ошиблись.
Это был не первый и не второй, а четвёртый пожар.
Первый пожар, летом 2002 г. при первом наместнике иеромонахе Сергие (Романове), уничтожил строение, в котором располагалась келья эконома, склад, столярная мастерская и келья трудников. Удалось вытащить только сейф. Второй пожар 2006 г., уже при втором наместнике игумене Феодосие, за каких-то два часа ликвидировал дом из трёх келий с верандой, находящийся за монастырским забором, в котором жили вначале строители, а потом монастырская охрана.
Третий пожар 5 ноября 2007 г. серьёзно повредил храм во имя преподобного Иова Многострадального, соединённый с архиерейским подворьем (в котором владыка бывает весьма часто) крытой галереей. Рухнул шатровый купол с крестом, сильно обгорели стены. Антиминс пришлось выносить из алтаря иеромонаху Стефану с риском для жизни.
Память об этом злополучном событии в виде четырёх жирных пятен осталась на антиминсе навсегда (в центре его зашиваются частицы мощей святых, вделанные в восковую капсулу. Антиминс, как и положено, был свёрнут вчетверо, воск расплавился и оставил пятна. Антиминс пострадал бы сильнее, но его закрыло от огня напрестольное Евангелие в металлической обложке, которое реставрации уже не подлежало).
И наконец, четвёртый пожар… Здесь журналисты также были неточны. Во-первых, сгоревшие лавка и музей находились не снаружи, как указали многие, а вблизи от главного входа (Святых врат), но всё же внутри монастыря. Во-вторых, “культовое здание” – надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери – всё же пострадало, и довольно сильно: при тушении огня пришлось разбирать крышу, стены частично обуглились и сильно прокоптились. Антиминс тоже пришлось спешно эвакуировать. Какой-то человеческий злой умысел во всех этих событиях не просматривался. Все их можно списать на случайность, трагическое недоразумение, в крайнем случае – на халатность. Но ведь так может рассуждать атеист, безбожник, но не верующий человек. Не надо быть слишком экзальтированным, склонным к фантазированию или мистически настроенным, чтобы увидеть закономерность в этих пожарах.
Первые два, примерно равные по своему значению и последствиям, являются простым предупреждением о том, что в монастыре что-то делается не так. Третий, в котором уже пострадали святыни (горели храмовые иконы, напрестольное Евангелие), явился вторым звонком и грозным предупреждением. Четвёртый пожар явился третьим и последним предупреждением, показавшим волю Бога Живого. Пострадали святыни в храме, полностью уничтожена коллекция материалов, подборка фотодокументов, памятные предметы и реликвии, связанные с Царской Семьёй, глубоко почитаемой в среде православных верующих.
Но главный знак и мистическое значение пожара, думаю, всё же не в этом. По Божией воле уничтожена Иконная лавка с товаром – Мамона, Молох и Астарта Ганиной Ямы – многоликий бог стяжания денег и материальных благ, питающий безудержную страсть к роскоши и богатству (правда, остались ещё торговые точки в Екатеринбурге и других городах епархии, составляя конкуренцию торговой империи другого монаха-миллионера – схи(!)игумена Авраама (Рейдмана)). Этому богу стал служить монастырь, направляемый жёсткой рукой игумена Феодосия. А власть его действительно жёсткая. Разве никто не видел игумена, в бешенстве срывающего клобуки и мантии с монахов Ферапонта и Марка и топчущего их ногами за одно только не по нему сказанное слово? Разве можно отрицать многочисленные публичные оскорбления и издевательства над иеромонахом Иовом, единственным, кто осмелился требовать от наместника убрать с бутылочных этикеток, брелков для ключей, кружек и прочего товара изображения монастырских храмов с крестами, прекратить пренебрежительное отношение к священным изображениям, неизбежно возникающее при массовой торговле.
Кстати, церковный товар нередко продавался рядом с совсем не церковным, например, ковриками с изображением животных – знаков зодиака. Что общего у Церкви с астрологией? – спросите вы. Нажива. “Всё это делается по благословению владыки”, – говорил наместник. Отец Иов один ходил по территории монастыря и собирал брошенные бутылки, пакеты, скорлупу от пасхальных яиц, заглядывая в урны и мусорные баки, с тем, чтобы предотвратить поругание святынь. Игумен его называл болящим. Над ним смеялись. В конце концов его выжили… И досмеялись. А разве нет свидетелей регулярного посещения наместника людьми с многочисленными наколками и характерным уголовным жаргоном (почти всегда в 2-3 часа ночи с инструктированием охраны пропускать их)? И почему в монастыре так часто стали появляться люди молдавско-румынской национальности, к которой имеют честь принадлежать владыка архиепископ Викентий (Морарь) и наместник игумен Феодосий (Гажу)?
А разве просто досужие слухи, что в монастырь из ближайшего городка Среднеуральска стала наведываться молодёжь, чтобы приобрести “дозу”? Что вы на всё это скажете, иеромонахи Авксентий, Мардарий, Стефан, Пантелеимон, Феодосий (Дёмин), Серафим? Вы ничего этого, происходящего на ваших глазах, не видели?Вы об этом не думали, находясь в послушании и совершенствуясь в смирении? А что думали вы, все люди, какими-то узами связанные с монастырём, тоже видевшие и молчавшие?
“Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откр.3:15-16).
Считаете, во всём этом “монашеском делании” вы не будете соответчиками? Не надейтесь, будете. И следующее возмездие как Божие благословение падёт уже не на здания и сооружения, а на вас самих”. Иеромонах Евгений Пампура.
Иов.5:17 – “Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай”. Пс.13:4 –“Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Господа?” Еф.4:17-18 - «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме».
Рабом беспечности совсем нетрудно стать, –
Всего лишь разжиреть по безразличью.
Взгляд заведёт на злачные места,
Потянешься, куда уклон покличет.
И вместо выпивки, шикарных лимузинов,
Слезами горькими оплачешь кандалы:
“Как мог плестись за юбкой, рот разинув?!” –
Легко разиней на века прослыть.
Раб алкоголя, матов, табака
Легко всосёт детище и наркотик.
Так запросто в тугой попасть капкан, –
Потенциал из тьмы легко накоплен.
И рад бы с гневом тотчас распрощаться,
Не тут-то было «в дамках» быть рабу,
Не со Христом – стал злого дела частью,
Привычки подлые до смерти и забьют.
Раб вожделенья, угожденья плоти,
Не первый на опаснейшем пути,
Сам сатана, приветствуя, прихлопнет,
Пренебрежёшь молитвы и посты.
На прошлое потянет на аркане,
Бесовский бич погонит к обрезанью,
И христианское бесследно скоро канет,
И захлебнёшься горькими слезами.
Есть выбор каждому: устроиться рабом
Греху смердящему – блевотине собаки.
Дым изо рта поднимется столбом
И окочуришься, как пёс, на общей свалке.
Пишу с утра не для пустой острастки,
Но страхом Божиим желаю обуздать
И вывести из рабства к Божьей Пасхе,
Дабы, уверовав, не повернул назад.
Рабы Христа, рождённые в свободе,
Надкушенным и чуждым не прельщайтесь!
Чтоб быть Христу и при исходе годным,
Не встретиться с тюрьмой и палачами. 19.06.08. ИгЛа