Вопрос
Если не отрицается благодать в патриархии, тогда почему же членам вашей общины до последнего времени не разрешали даже детей причащать в их храмах?
Ответ:
Главное в таких вопросах в том, что были частные мнения при начале раскола, потом эти мнения были как бы узаконены неофициально. И кто не разрешал причащаться, он тоже хотел добра, чтобыпобедить зло, не закрепить бы отступничество.
Письмо Священномученика митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] по вопросу о местоблюстительстве в Православной Русской Церкви. «Строки Ваши, полные снисходительности и доверия ко мне, грешному, доставили мне глубокое утешение. Спаси Вас Господи! Вас огорчает моя неповоротливость и кажущаяся Вам чрезмерная осторожность. Простите за это огорчение и ещё потерпите его на мне. Не усталостью от долгих скитаний вызывается оно у меня, а неполным уяснением окружающей меня и всех нас обстановки. Ясности этой недостает мне не для оценки самой обстановки, а для надлежащего уразумения дальнейших из неё выводов, какие окажутся неизбежными для её творцов. Проведение их в жизнь, вероятно, не заставит себя долго ждать, и тогда наличие фактов убедит всех в необходимости по требованию момента определённых деяний. Но разве мало существующих уже фактов? — можете спросить Вы. Да, их не мало, но восприятие их преломляется в сознании церковного общества в таком разнообразии оттенков, что их никак не прикрепить к одному общему стержню. Необходимость исправляющего противодействия сознаётся, но общего основания для него нет, и митрополит Сергий хорошо понимает выгоду такого положения и не перестает ею пользоваться. В одном из двух писем ко мне он не без права указывает на эту разноголосицу обращаемых к нему упрёков и потому, конечно, не считается с ними. Обвинение в еретичестве, даже самое решительное, способно только вызвать улыбку на его устах, как приятный повод лишний раз своим мастерством в диалектической канонике утешить тех, кто хранит с ним общение по уверенности в его полной безупречности в догматическом отношении.
Между тем среди них немало таких, которые видят погрешительность многих мероприятий митрополита Сергия, но, понимая одинаково с ним источник и размер присвояемой им себе власти, снисходительно терпят эту погрешительность, как некое лишь увлечение властью, а не преступное её присвоение. Предъявляя к ним укоризну в непротивлении и, следовательно, принадлежности к ереси, мы рискуем лишить их психологической возможности воссоединения с нами и навсегда потерять их для Православия. Ведь сознаться в принадлежности к ереси много труднее, чем признать неправильность своих восприятий от внешнего устроения церковной жизни. Нужно, чтобы и для этого прекраснодушия властные утверждения митрополита Сергия уяснились как его личный домысл, а не как право, покоящееся на завещании святейшего Патриарха. Всем надо осознать, что завещание это никоим образом к митрополиту Сергию и ему подобным не относится. Восприять патриаршие права и обязанности по завещанию могли только три указанные в нём лица, и только персонально этим трём принадлежит право выступать в качестве временного церковного центра до избрания нового Патриарха. Но передавать кому-либо полностью это право по своему выбору они не могут, потому что завещание Патриарха является документом совершенно исключительного происхождения, связанного соборной санкцией только с личностью первого нашего Патриарха. Поэтому со смертью всех троих завещанием указанных кандидатов завещание святейшего Тихона теряет силу, и церковное управление созидается на основе указа 7(20) ноября 1920 г.
Тем же указом необходимо руководствоваться и при временной невозможности сношения с лицом, несущим в силу завещания достоинство церковного центра, что и должно иметь место в переживаемый церковно-исторический момент. Иное понимание патриаршего завещания, утверждаемое митрополитом Сергием, привело уже к тому, что завещание, составленное для обеспечения скорейшего избрания нового Патриарха, стало основой для подмены в церковном управлении личности Патриарха какой-то коллегиальной «Патриархией».
Почиет ли на этом начинании митрополита Сергия благословение Божие, мы не дерзаем судить, доколе законный Собор своим приговором не изречёт о нём суда Духа Святого, но, как и всё обновленчеству сродное, не можем признать обновленное митрополитом Сергием и церковное управление нашим православным, преемственно идущим от святейшего Патриарха Тихона, и потому, оставаясь в каноническом единении с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром, при переживаемой невозможности сношения с ним признаем единственно закономерным устроение церковного управления на основе патриаршего указа 7(20) ноября 1920 г. Твёрдо верю, что православный епископат при братском единении и взаимной поддержке сохранит с Божьей помощью Русскую Церковь в исконном Православии во всё время действенности патриаршего завещания и доведет Её до законного Собора. Сдаётся мне, что и Вы сами и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви…
Таковы деяния епископа Захарии [Лобова] и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни». Февраль 1934 года. Акты, с. 701-702.
Втор.29:29 – «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего». Людям свойственно пытаться входить в то, что только Богу подвластно, так и судить о невидимой стороне Таинств. 3Макк.1:11 – «Ему сказали, что не следует этого делать, ибо никому и из своего народа непозволительно входить туда, и даже священникам, но только одному начальствующему над всеми первосвященнику, и притом однажды в год; но он никак не хотел слушать».
Нам не привыкать к тому, чтоб экономить
Копейки, крошки, ниточки учесть;
Донашивать, беречь, не тратить на обновки,
Довольствуясь лишь тем, что уже есть.
Прочтёт богач и даже не вздохнёт,
Скривит рот безразмерный на ухмылку;
Шикарно хвалится и пыжится взахлёб,
Свой образ жизни восхваляет пылко.
А я смотрю на старые дома
Купечества веков уже ушедших.
Как рвали под себя, сходя с ума, –
От их балов не обретёшь и места.
Заилило, затёрло, подмело
И многих имена не сохранило;
С их именем то город, то село
Потом сменили красные громилы.
Никто не умирает, живы все,
Но где они - в раю или в аду?
От наших дел и слов взойдёт посев,
И во сто крат ли добротой взойдут?
Попы лютуют про народный дух,
Победоносным войнам лепят «аллилуию»,
Мучительствуют над толпою выживших старух
И лгут на истину, увы, напропалую.
Ни слова о Христе, живущем бедно,
Отвергшего лукавого услуги;
Поп Библию считаеткнигой вредной,
А свет её бацилл заразных губит.
Не бедность – зло, а бедным быть духовно,
Не жить для ближнего, талантов не развить.
Отвергшие Христа в геенне стонут, –
Кровь ближнего кто пьёт, есть сущий паразит.
Пройдёт и то, и это, и сотрётся
Из памяти людской, но не у Бога;
Полезно чёрствое и отдохнуть на жёстком,
Быть рыбой у Христа, не осьминогом.27.05.06. ИгЛа