Вопрос 3254: 18 т
Везде, где я бывала в храмах, все, кто хочет, подают записочки с именами всех своих родных и знакомых, живых и мёртвых. А почему у вас пишут в записки-помянники только своих, хорошо вам знакомых, которых и батюшка знает?
Ответ:
Такой порядок был всегда в церкви, когда были свои и чужие и церковь не была проходным двором, как сейчас почти абсолютно везде. Но у нас для «всех» есть третий род записок, в который вписывать можно своихзнакомых, чтобы они обратились ко Христу – об их обращении.
«Диптих - списки имён, поминаемых во время литургии в древней церкви. Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединённые друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имён святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святостицеркви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времён. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана, во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись ещё в XV в., в Западной – вплоть до XII в. Исключение из диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием, показывавшим, что исключенное лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия (491-518), отвергшего решения Халкидонского Собора. Вообще, обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством православия (или неправославия) скончавшихся епископов.Из диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные книги (помянники)». Деян.5:13 – «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их».
Чьё имя ныне более всего
Ласкают, превозносят, им трезвонят?
Но смерть врывается и тычет острогой,
И бальзамируют останки прежней вони.
А этот Ирод ждал льстецов толпы,
Кормил за счёт ограбленных овечек.
Бог долготерпит, требует долги,
Бьёт супостата, и прикрыться нечем.
А каждый мыслил имя утвердить,
Награбленное посвятить потомкам.
БогИегова вынес Свой вердикт –
Уносит мусор временем-потоком.
На вавилонских башнях строят имя,
Но кисть Незримого пропишет на стене
Их лёгкость, и построенное ими, –
Дрожать тем пиршествам и в страхе костенеть.
Но есть святее всех святое Имя
Создателя миров, под Чьим живёмпокровом.
Превыше всех богов – их ныне нет в помине, –
То имя Сущего – Владыки Иеговы.
Пред этим именем замри, благоговея,
И всуе не помысли где произнести;
Все имена лишь жалкие копейки,
В Нём глубина сверх всех глубин морских.
Но выше всех имён и аллилуй,
Святое слово Божие – Писанье,
Оно есть семя и желанный плуг,
Его услышав, мёртвые восстанут
И это слово –обоюдоострый меч,
СвятаяБиблия – всем книгам суперкнига,
Нам исправляет мысли, слух и речь,
Преображает всё, чего достигли.
Перед Евангелием головы склоните,
Благоговея пред каждой строчкой.
Святые заповеди восхвалить в молитве –
В ней жизнь, о том провозгласите громче.01.07.06. ИгЛа