Вопрос
1225:
4 т.
Я
читал в
толковании, в 3-х томнике
Лопухина на четыре
Евангелия, что клятва запрещена пустая, ложная, фарисейская, а
правдивая, как в
суде и другие – разрешена. Ссылка делается на то, что Апостол
Павел призывал в
свидетели Бога и не раз. Поясните.
Ответ:
В
нашей книге «К истинному
православию» в главе «А Я говорю вам: любите врагов
ваших» дан полный ответ.
Призвание в свидетели Бога встречается у Апостола Павла семь раз.
Прочтем их
внимательно. Рим.1:9
–
«Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании
Сына Его, что непрестанно воспоминаю о
вас».
Разве Апостол Павел в чем-то клянется здесь, что будет защищать
родную коммунистическую партию до последней капли крови? Апостол Павел
говорит
о Боге как Свидетеле для самого себя, что он всею душою полюбил Христа
и детей Божиих,
что и подтверждается всей его жизнью. Если бы не
Бог, разве я мог бы так поступать?
Рим.9:1
– «Истину
говорю во Христе, не лгу,
свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом».
Когда нас спрашивают:
какие доказательства есть у нас, что мы приняты Христом, что искуплены
Им от
суетной жизни, мы отвечаем, что есть доказательства и в природе, и в
книгах, и
в изменении нашей жизни. На все эти доводы есть очень веские
контрдоводы,
потому что наши доказательства основаны как на видимом, так и на
невидимом
уровне, и в этих доказательствах основная роль отводится разуму и
немного вере.
Но самое веское доказательство – это свидетельство нашей
совести. Здесь нет ни
разума, ни опыта, ни доказательств, но внутреннее свидетельство, голос
Духа
Святого через нашу совесть, и Апостол Павел в данном случае прибегает
именно к
этому доказательству, абсолютно неотразимому никакими контрдоводами.
2Кор.1:23
– «Бога
призываю во
свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф».
Апостол Павел знал о
всех неурядицах, отступлениях в
Коринфской церкви. Он готов был с ними расправиться немедленно, но
щадил их по
любви к ним и не приходил, откладывая свое посещение до полного их
исправления.
Но враги истолковывали это иначе: незначительностью, неубедительностью
его
проповеди в личном присутствии, его неавторитетностью,
так как он некогда был гонителем христиан и лично со
Христом не встречался. Апостол Павел ничем не мог опровергнуть их
поношения.
Кто мог знать его внутренний мир кроме Бога? 1Кор.2:11
– «Ибо
кто
из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего
в нем?
Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия».
Он как бы говорит: «Я
верующий, никогда не лгу, да и какой мне прок говорить вам неправду?
Мой Бог
знает, что я люблю вас, и только это является причиной того, что я не
стремлюсь
в скором времени посетить вас». Где же здесь клятва? Апостол
Павел
разговаривает о Боге как Иов, как с близким и дорогим человеком, и
говорит:
«Вот Он – мой Друг – Свидетель».
Фил.1:8
– «Бог
– свидетель, что я люблю всех вас любовью
Иисуса Христа».
1Фесс.2:5
– «Ибо
никогда не было у нас перед вами
ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!»
1Фесс.2:10
– «Свидетели
вы и Бог, как свято и праведно и
безукоризненно поступали мы перед вами, верующими».
Евр.2:4
– «При
засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными
силами, и раздаянием
Духа Святаго
по Его
воле?»
Смысл
таков, что подобные знамения и чудеса в такой удивительной
силе и при таких дарах духа Святого возможны только как от
Самого
Господа Бога. Он и засвидетельствовал это столь необычайно. Где же
здесь
клятва? Против клятвы абсолютно
категорически
выступали Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Мф.5:34,36
– «А
Я говорю вам: не клянись вовсе: ни
небом, потому что оно престол Божий; ни головою твоею не клянись,
потому что не
можешь ни одного волоса сделать белым или черным».
Иак.5:12
– «Прежде
же всего, братия мои,
не клянитесь ни небом, ни
землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да,
да» и «нет, нет»,
дабы вам не подпасть осуждению».
Клятва
– торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному
и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. У
евреев была
прямая и не прямая клятва. Клялись евреи иногда жизнью царя Быт.42:16.
Жизнью какого-либо частного лица 1Цар.1:26.
Полевым скотом.
Песн.2:7.
Храмом.
Алтарем, жертвами. Мф.23:16-22.
Клялись
поднявши руку вверх Быт.14:22,
обратившись
лицом к жертвеннику 3Цар.8:31,
или положив руку под стегно Быт.24:2.
Клятвы
произносились при следующих
случаях: а) когда заключался завет или договор между людьми Быт.14:22,
Деян.23:21; б) когда заключался
договор между царем и его народом и
наоборот 1Цар.14:24-28,
3Цар.18:10; в) иногда при
произнесении обета Числ.30:2;
г) при раскрытии какого-либо преступления Числ.5:21,
Мф.26:63, и заклинаемый
отвечал на это: «Аминь», или «ты
говоришь».