Вопрос
1864
:
7 т.
По
поступкам, какие житописатель
восхваляет в
деятельности святого, можно ли сказать,
что тот, о ком пишут, и тот, кто пишет,
благоговели перед Священным Писанием и перед канонами соборов?
Ответ:
Можно
только определенно сказать, что они не знали Библии. А если
знали содержание, то абсолютно превратно, по самости толковали, как
хотели, что
им казалось вполне справедливым. Суд.17:6;
21:25 – «В
те дни не
было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым».
Главное
всегда было – сделать необычно,
вычурно, как еще никто не додумывался. Вот я так сделаю
и
попробуй не занеси меня в
монашескую книгу Гиннеса, то есть в «жития», в
Лавсаик,
в Пролог, и попробуй не зафиксируй мой
рекорд, не канонизируй меня... Вопль стоит об этом желании. Хотя
толкуют о
смирении и о борьбе против гордости. Как сказано, что у тщеславного
из-под
каждой его заплаты вопиет тщеславие и гордость. На такие их поступки,
воюющие
против Писания и против канонов, и любят ссылаться разжиревшие в
непослушании и
лени. Ратуют за святого, пренебрегая Библией и канонами.
Эпиграфом
к житиям по Димитрию
Ростовскому взято вот это место Апостола Павла, что и будем держать маяком
освещающим поступки канонизированных монахов. И
увидим, что брать в пример подражания можно, быть может
процента 3, не более того. А остальное
– самость на
самость. Евр.13:7
– «Поминайте
наставников ваших, которые проповедывали
вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Виссарион
– 6 июня.
«Случилось, что один брат в ските впал в некое
прегрешение, почему
священник повелел ему выйти из храма, как недостойному быть в общении с
братией; преподобный Виссарион,
вставши, вышел вон
вместе с
согрешившим, сказав:
«И
я грешен».
Таково
было смирение
святого Виссариона.
Его ученики сообщают о нем, что
он в продолжении
40 лет не ложился на постель,
дабы отдохнуть; он позволял себе уснуть лишь на небольшое время, причем
предавался сну или стоя, или
сидя. Преподобный
часто увещевал учеников своих бодрствовать и всячески остерегаться
вражеских
искушений. Он говорил: «Иноку следует быть как бы оком,
подобно херувимам и
серафимам; и если кто живет мирно, не имея искушений, таковому еще более
нужно бодрствовать и смирять
себя пред Богом, дабы
как-нибудь, возгордившись,
не впасть в какое-либо большее согрешение;
ибо, по причине гордости, многие впадали в брань с диаволом;
иногда Бог ради немощи нашей не посылает нам испытаний, дабы мы не
погибли
совершенно». Жизнь
сего святого отца была подобна жизни птицы
небесной, ибо никогда он ничего земного не приобретал, не имел своей келлии
или какого-либо пристанища; он скитался
по
пустыне, переходя с места на место: ходил по горам и лесам подобно
заблудившемуся путнику;
нисколько не заботился он о телесных нуждах своих;
не заботился он ни о пище, ни об одежде;
на теле его было самое бедное
одеяние, едва прикрывавшее наготу его. Несмотря на то, что днем его
опалял
солнечный зной, а ночью холод, он редко когда входил под кровлю; он
ходил по
горам, как птица, ища уединения, возводя свой ум к единому Богу и лишь
только на
Нем Одном
останавливая мысль свою».
Мефодий
патр.
– 14 июня
«Феофил приказал бить св. Мефодия
по щекам, причем челюсть его была разбита до того,
что на всю жизнь у
св. Мефодия
остался безобразный шрам. Будучи патриархом, св. Мефодий
разрезал концы клобука и обвязывал ими челюсть, чтобы скрыть рубец; из
уважения к исповеднику и все иноки, по его примеру,
начали носить клобук с
разрезами».
Алипий
Столп. 26 нояб.
«Я хочу пойти на восток, –
сказал он ей, – потому что я слышал, что там, в пустынях, живет
в безмолвии
много святых отцов; я поселюсь с ними и, взирая на их
богоугодное житие,
постараюсь, с Божьей помощью, подражать их добродетельной
жизни».
Сергий
Радон. 25 сент.
«Среди
учеников преподобного был один, по имени Исаакий;
он
желал посвятить себя подвигу
безмолвия
и посему часто просил у
святого благословения на столь великий подвиг.. Когда он уже был священноиноком,
он пожелал основать где-либо
монастырь;
о
сем он и рассказал преподобному Сергию. Спустя
некоторое время святой Сергий, видя в сем изволение Божие,
благословил Феодора и отпустил его, а также некоторых из
братии…. святой послал
строителем одного из своих самых любимых учеников Афанасия, сильного в
Божественном Писании… Равноангельная
жизнь
преподобного, необычайное его смирение, труды на пользу церкви внушили
святому
митрополиту Алексию желание – иметь блаженного Сергия своим
преемником и
заместителем».
|