Вопрос
2150 :
8 т.
Можно
ли по каким-нибудь признакам оценить,
насколько глубоко монахи
изучали Священное Писание?
Ответ:
То
и удивительно, что много хороших и правильных слов они говорят
об изучении Священного Писания. Но что они подразумевают под этим -
едва ли
поймём. Как же читать можно Библию, а она только и называется Священным
Писанием, и не видеть, что Христос всех посылает в мир нести Его благое
слово.
Нигде Христос не гуртовал Апостолов и не строил им монастыри. Не
расталкивал их
по киновиям, по кельям, но вёл их в бушующий мир. И падали крепости
Ваала.
Монахи, быть может, самые главные виновники того, что пришёл ислам, что
пришли
атеизм и коммунизм. Монахи заблокировали самое лучшее и уморили в
стенах
монастырей. Принять Христа – значит принять и Его слово и по
нему поступать.
Монахи любили Бога, жаждали Царства Небесного, но путь туда проложили
свой
и дошли
ли они, или это только нам
подают так с благочестивым хэппи эндом, что все они в руке Божией и что
было
благоухание и слышалось пение ангелов.
Под
сомнение никто ничего здесь не ставит, а зря. Да и святые не раз
подскальзывались на этих благоуханиях и
пении
«свыше».
Мф.21:42
– «Иисус
говорит им:
неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли
строители, тот
самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»
Сила Божия в том, что Он послал Сына Своего Единородного в мир и Он
взял на
Себя наши грехи и теперь даёт
спасение
нам даром. Еф.2:9
– «не
от дел, чтобы никто не хвалился».
Без наших пустынных и
иноческих
подвигов. Если бы монахи знали Писание! Они бы говорили об этом и не
заманывали
людей в пустыни и сами там не сидели десятки лет, скрываясь от
повеления Божия
идти в мир на проповедь. 1Фесс.1:8
– «Ибо
от вас пронеслось
слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во
всяком месте
прошла слава о вере вашей в Бога».
Они все напоминают капитанов,
которые,
страшась
бури, загнали корабль в порт, потом в узкую бухту, а потом по
стапелям вытащили
корабль в дремучие
леса и там без бури сохранились,
поубивав бывших на корабле жен. Мрк.12:24
– «Иисус
сказал им в
ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы
Божией?»
Арсений
Великий –
8 мая.
«Один
брат сказал преподобному: «Честной
отец! Я изучил много книг и псалмов и хочу с умилением сердечным
прочитывать
их, но не имею умиления, потому что не разумею силы
Священного
Писания, и весьма скорблю об
этом».
Преподобной
отвечал на это:
«Чадо! Тебе должно непрестанно поучаться в чтении слова
Божия, хотя бы ты и не
разумел силы его и не имел умиления. Я слышал, как говорил авва Пимен и
прочие
отцы, что очарователи змей сами не понимают тех слов, которые они
говорят; однако
же змеи, слыша слова их, укрощаются, как бы понимая слова их, и
беспрепятственно отдаются в руки их.
То
же самое можем сделать и
мы, хотя бы и не разумели силы Священного Писания. Ибо когда мы имеем в
устах
своих слова Священного Писания, тогда демоны, слыша их, приходят в
страх и
бегут от нас, не вынося слов Духа Святого, говорившего через рабов
Своих
пророков и Апостолов».
Епифаний
– 12 мая.
«Вместе
с даром чудотворения и многими иными
Господь наградил Своего верного раба великим даром знания и истолкования
Божественного Писания. Читая его
братиям, он ясно и для всех понятно
разъяснял его… Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к
Антонию в пустыню
многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец
правила,
данные Антонием, что и было началом монашеского жития».
Василий
Вел. – 1 янв.
«Архиепископ призвал после сего к себе Василия
и Еввула и начал
рассуждать с ними о Писании,
желая узнать, насколько они понимают его.
Слыша их речи, он дивился глубине их премудрости и, оставив их у себя,
относился к ним с особым почтением».
Серафим
Сар.
– 2 янв.
«Серафим
знал наизусть множество церковных песнопений, кои и любил воспевать,
среди
трудов, в своей безмолвной,
уединенной пустыни, причём
некоторые,
наиболее близкие к преподобному, люди замечали, что многие из этих
песнопений
имели наибольшее приложение к местности и к его уединенному иноческому
доброделанию…
Самою
первою книгою для
него было св. Евангелие, с которым он никогда не расставался, нося его
с
собою… собеседования
с Богом, духовная
самоуглубленность и огромная
начитанность в Священном Писании
и
душеполезных книгах—озарили ум его таким светом, что он ясно
понимал и всею
душою проникал смысл слова
Божия. Он поставил себе в
пустыне постоянным
правилом ежедневно прочитывать с изъяснением для себя по нескольку
зачал из
Евангелия и Апостола. «Душу снабдевать, — говорил
он впоследствии,— надобно
словом Божиим: ибо слово Божие есть хлеб Ангельский, им же питаются
души, Бога
алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и
Псалтири.
От чтение Св. Писания бывает просвещение в разуме, который от того
изменяется
изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы
плавал в
законе Господнем, по руководству которого должно устроять и жизнь свою.
Очень
полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю
Библию
разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых
дел,
Господь не оставит человека Своею
милостью, но исполнит дара разумения». И святой старец от
непрестанных
упражнений в чтении Слова Божие стяжал себе этот благодатный
дар разумения, а
вместе с тем мир душевный и высший дар сердечного умиления. В Священном
Писании
он искал уже не одной истины, но и теплоты духа, и нередко, за
священным
чтением, из его глаз текли слёзы умиления, от которых человек, по
собственному
признанию старца, согревается весь и исполняется духовных дарований,
услаждающих ум и сердце паче всякого слова».
Антоний
Вел. – 17 янв.
«Хотя
преподобный Антоний Великий и не получил образования, но для него
училищем были
Священное Писание и природа, а учителем - благодать Христова, более и
более
озарявшая его по мере самоумерщвления его подвигами».
Феодосий
Вел. – 11 янв.
«Посему
и тогда, когда кого-либо ласково
увещевал, он был однако страшен для многих, и когда кого-либо обличал,
был
любезен и обходителен. Удивительно в нём было то, что, не будучи научен
мирскому любомудрию и не будучи сведущ в греческих книгах, он излагал
поучение
с такою обстоятельностью, что с
ним не мог сравниться никто из состарившихся
над книгами и в совершенстве изучивших ораторское искусство.
Ибо он учил
не от человеческой мудрости, но от благодати Духа Божие, тайно
вещающего к
нему, как к другому Иеремии: Иерем.
1:9 – «И
простер Господь руку
Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова
Мои в уста
твои».
И
говорил блаженный ещё много душеполезного,
иное — от себя, иное — от Апостольских
изречений… Хотя он был во всем кроток
нравом, однако там, где совершалось насилие над благочестием, он был
подобен
палящему огню, или рубящей секире, или неодолимому воинскому
оружию».
Пахомий
Велик. – 15
мая.
«Святой
Пахомий пользовался всяким случаем,
чтобы сказать слово назидания тому или другому брату. Но кроме этих
частных
бесед он обыкновенно говорил ещё три общих поучения в течение недели
— одно в
субботу и два в воскресенье. Он заповедал, чтобы и всегда начальник
монастыря составлял
и произносил
три
поучения в неделю.
Кроме трех поучений начальника монастыря, во время субботних и
воскресных
собраний иноков, обязательно в два седмичные поста, т. е. в среду и
пятницу,
говорили поучение своим монахам начальники домов.
Иноки
всякий вечер
собирались для духовной беседы и вообще любили назидать друг друга теми
уроками, какие каждой извлекал из чтения слова Божия и из наблюдений
над жизнью
тех или других людей. Иноки любили
повторять изречения Свящ. Писания
и
размышлять о них. Поэтому и при взаимных беседах они всегда могли
назидать друг
друга мыслями и словами
Библии.
Праздных бесед и пересудов мы не
видим в Тавенниси».
Димитрий
Рост. – 21 сент.
«Под
руководством знаменитого полемического
богослова Галятовского Даниил в совершенстве изучил те приемы и обороты
речи,
которые невольно поражали потом в его поучениях, и приобрёл ту энергию
и
непобедимую силу убеждения, которые явились впоследствии в борьбе с
раскольниками.
…Свободное
от школьных
занятий время он проводил в
чтении Священного Писания,
творений и житий
святых мужей и в молитве».
Трифиллий
– 13 июня.
«Однажды, по нуждам церкви, в
Кипре происходило собрание всех епископов острова; на этом собрании
присутствовали святой Спиридон и святой Трифиллий, — муж
сведущий и книжный,
ибо в юности он много времени учился в Берите, поэтому отцы собора
просили
святого Трифиллия, чтобы он произнёс в церкви поучение к народу. Во
время
проповеди ему нужно было привести слова Христовы, обращенные к
расслабленному и
записанные святым Евангелистом Марком: Марк.
2:11 – «тебе
говорю:
встань, возьми постель твою и иди в дом твой»,
- причём святой
Трифиллий изменил буквальное изречение Евангельское, назвал постель
ложем:
«востань и возьми постель твою». Святой Спиридон,
не вынося изменения слов
Христовых, сказал Трифиллию:
«Неужели
ты
лучше Сказавшего «одр», что стыдишься слова
Его?» Вслед
за этим он открыто пред всеми покинул
храм. И ничего не было предосудительного в этом поступке святого
Спиридона:
будучи человеком некнижным, он своим обличением пристыдил Трифиллия,
гордившегося своим красноречием: научил его смиренномудрию и
кротости».
Досифей
– 19 февр.
«Однажды он
пришёл к преподобному Дорофею и просил его объяснить одно место из
Священного
Писания, — ибо, ревнуя о просвещении ума своего, он начал
размышлять над
некоторыми местами Священного Писания. Но его
наставник не
хотел, чтобы
Досифей упражнялся в изучении Писания,
так как боялся, что тогда он возмечтает
о себе
и не сохранит смиренного сознания
своей
нищеты душевной. Посему на вопрос ученика преподобный Дорофей
отвечал: «Не
знаю».
В
другой раз, когда
Досифей снова пришёл к своему наставнику
и спросил его о другом месте Священного Писания, он получил такой
ответ: «Поди
к игумену и спроси его об этом,
я же не
могу тебе
объяснить». Повинуясь повелению
наставника своего, блаженный Досифей отправился к игумену. Но авва
Дорофей
предупредил игумена: «Если придёт к тебе, отче, Досифей и станет
спрашивать
о разных местах Священного Писания, нанеси ему удар».
Когда
Досифей пришёл к
игумену и просил его объяснить непонятные места Священного Писания,
игумен
начал наносить ему удары, говоря: «Зачем ты не молчишь, если
ничего не
понимаешь? Зачем ты осмеливаешься спрашивать о сем? Не должен ли ты
больше
заботиться о своей чистоте, вместо того, чтобы заниматься испытанием
Писаний».
Затем,
ещё ударив
его дважды по ланитам,
игумен
отпустил его. Возвратившись к отцу
Дорофею, преподобный показал
ему свои
покрасневшие
от удара
ланиты и сказал:
«Игумен нанёс мне удар также и по спине»
— и больше ничего не прибавил. Он не
стал укорять своего наставника, не сказал ему: «зачем ты не
вразумил меня,
зачем послал меня к игумену». Нет,
ничего
подобного не сказал блаженный Досифей; он всё, что приказывал ему
наставник его, принимал с верой и тотчас же исполнял его повеление
без всякого
рассуждения».
Библия
на русском языке,
Известный
синодальный
перевод
Подобен
райской в
вечности реке.
Откр.22:2
Счастливый,
кто её
переплывёт.
Её слова,
глаголы, изреченья,
Названья
книг – на карте государства.
Рядами
главы, витязи спасенья –
Послания
Апостола из Тарса...
Стихи
– войска из копий и
мечей,
В
лучах и в зареве из Ветхого
Завета,
На
двух, на каменных
скрижалях Моисей,
Исх.32:15
Столпом
и облаком выносит
всем на свете.
Исх.13:21
Ещё пока
алфавит не изучен,
Язык евреев
непонятен многим.
Но Иеговы
свет рассеет тучи,
В жар
благовестия уже обуты ноги.
Еф.6:15
Россия,
Русь в
язычестве и войнах,
Без
Слова Божия пустынею
брела.
Всё
в литургиях и в земных
поклонах,
В
смешенье Вавилонском тьмы
и зла.
Но час
пробил исправить заблужденья,
И
переводчики уселись за столами.
Спасает не
причастие и деньги –
А
вера,
подтверждённая
делами.
Иак.2:24
Вдруг
для читающих
Священное Писанье,
1Кор.15:2
Открытым
текстом о рожденье
свыше.
Иоан.3:3
Без
веры во Христа мы стали
псами,
Мф.15:26
А
вера только в тех,
кто Бога
слышит.
Рим.10:17
Понятным, с
пренебесным смыслом,
Наполнились
все строки и стихи.
Листки,
листочки,
исцеленья листья
Откр.22:2
Бальзамом
на ошибки и
грехи.
Что
толку непонятное читать
-
Деян.8:31
Бездействует
не
пробужденной совесть.
Рожденным
свыше перевод
подстать.
О
переводчиках с любовью эта повесть.
12.7.03.
ИгЛа.