Вопрос
2171 :
8 т.
Вы
всё время отсылаете за советом к
Библии; но это же не принято у нас,
православных, – зачем нам это нужно? Мы же можем
заблудиться
с Библией. Вон сектанты с Библией
на сколько осколков разделились – у нас же есть настоящие
старцы в Сергиевой
Лавре. Поехал - всё разузнал!
Игнатий Брянчанинов советовал
всегда к таким православным отцам обращаться, а не к Библии. Вы про это
читали?
Ответ:
Мне
почему-то сдается, что Вы
мало
знакомы с указанным автором аскетических
трудов. За
42 года нелицемерного
проповедничества и миссионерства мне ни разу и ни в одном монастыре ещё
не
встретилось даже
подобие духоносности -
сплошной обман от этих Крестьянкиных, Гурьяновых, Кириллов, Адрианов,
Амвросиев. Что бы ни
сказали -
обязательно противоречие
Библии. Они
слепые вожди слепых. Вот об этом и говорится у Игнатия Брянчанинова,
моего
тёзки, в чём мы с ним согласны полностью.
«Приношение
современному
монашеству» Игнатий
Брянчанинов т 5. стр. 75. «Древним послушникам их
духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию; ныне
иноки должны сами отыскивать
волю Божию в Писании
и
потому подвергаться частым и
продолжительным недоумениям
и
погрешностям. Антоний Великий
не был в
послушании у старца, но в новоначалии своём жил отдельно и заимствовал
наставления из Писания и от разных отцов и братий. Оказывай послушание
всем
отцам и братьям в
их
приказаниях, не противных Закону Божию,
но никак не будь послушен на зло, если бы и случилось
тебе
потерпеть за нечеловекоугодие и
твёрдость твои некоторую скорбь.
По
страстности и слепоте твоей иной страстный
и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и
неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной
неведомой
тобою, живущей в тебе страсти. Как о своих помыслах, так и
помыслах
ближнего, о его советах,
советуйся
с Евангелием.
Тщеславие и самомнение
любит учить
и наставлять. Они не заботятся о
достоинстве своего совета! Они не помышляют, что нанесли ближнему
неисцельную
язву нелепым советом, который
принимается
неопытным новоначальным с безотчетною доверенностью, с
плотским и кровяным разгоряченьем! Им нужен успех, какого
бы ни был
качества этот успех, какое бы ни
было его начало! Им нужно
произвести впечатление на новоначального и
нравственно подчинить его себе!
Им нужна похвала человеческая!
Им
нужно
прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им
нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню.
Была
справедливою молитва
пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Пс.11:2-3
– «Спаси
[меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами
человеческими. Ложь
говорит каждый
своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного».
Слово
ложное и лицемерное
не может не
быть словом злым и зловредным.
Против такого настроения необходимо принять меры осторожности.
«Изучай
Божественное Писание, - говорит Симеон Новый Богослов, - и писания
святых
отцов, особливо деятельное, чтобы с учением их сличив учение
поведения
твоего учителя и старца, ты мог их
видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное
с Писанием
усваивать себе и содержать в
мысли; ложное же и худое познавать и
отвергать,
чтобы не быть обманутым.
Знай,
что в наши дни появилось много
обманщиков и лжеучителей. Преподобный Симеон жил в десятом столетии по
Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени: вот уже когда
раздался
голос праведника в святой Христовой Церкви о недостатке истинных,
духоносных
руководителей, о множестве лжеучителей.
С
течением времени более и
более оскудевали удовлетворительные наставники монашества: тогда святые
отцы
начали более и более предлагать
руководство Священным Писанием
и
писаниями отеческими. Преподобный Нил Сорский говорит: «не
малый подвиг - найти
непрелестного учителя». Они наименовали
непрелестным того, кто имеет свидетельствованное Божественным
Писанием
делание и
мудрование и стяжал духовное рассуждение. И то сказали
святые
отцы, что и тогда едва можно было
найти непрелестного учителя таким предметам; ныне же, когда они
оскудели до
крайности, должно искать со всею тщательностью, если же не найдётся, то
святые
отцы повелели
научаться из Божественного
Писания, слыша Самого Господа, говорящего: Иоан.5:39
– «Исследуйте
Писания, ибо
вы думаете чрез них иметь
жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».
Рим.15:4
– «А
всё, что писано
было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением
из
Писаний сохраняли надежду».
Преподобный
Нил жил
в 15-ом
веке:
«никто не должен утаевать слова Божия по своему нерадению, но
исповедовать свою немощь и вместе не скрывать истины Божией, чтобы
не
сделаться нам виновными в
преступлении
заповеди Божией. Не будем
утаевать слова
Божия, но будем
возвещать его. Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы недостойны
этого,
но преподают блаженные святые отцы из Божественного Писания. Вот
превосходный
образец для современного наставления!
Он
вполне душеполезен для наставника и наставляемого; он –
правильное выражение
умеренного преуспеяния; он соединен с отвержением самомнения,
безумной
наглости и дерзости, в которые
впадают подражающие
по наружности Великому Варсонофию и другим знаменоносным
отцам, не имея благодати отцов. Что было
в тех
выражением обильного присутствия в них Святого Духа, то в
безрассудных, лицемерных подражателях служит выражением обильного
невежества, самообольщения,
гордости, дерзости. Подумайте, что мы должны воздать ответ за каждое
праздное
слово, тем тягостнее ответ за слово Божие, произнесённое с тщеславием и
по
побуждению тщеславия.
Пс.11:4-5
–
«Истребит
Господь все уста
льстивые, язык велеречивый,
тех,
которые
говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам
господин»?»
Истребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся угрозы
Господней! Со
страхом Божиим и благоговением к
словам Божиим,
а не как свои
собственные слова будем гововрить. 1
Петр.4:10-11 –
«Служите
друг
другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители
многоразличной
благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли
кто, служи
по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса
Христа».
Действующий из себя действует для тщеславия и приносит и себя, и
послушающих
его в жертву сатане;
действующий из
Господа, действует в славу Господа, совершает своё спасение и спасение
ближних
Господом, Единым Спасителем человеков. Будем страшиться
преподания
новоначальному какого–либо
необдуманного наставления, не
основанного на слове Божием и на духовном
разумении слова
Божия. Лучше
сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное. Охранимся
от
великого бедствия - превратить легковерного новоначального из раба
Божия в раба
человеческого.
Чтобы
исполнить волю Божию,
нужно знать её. Только при этом познании возможно отвержение своей
поврежденной
воли и исцеление её волею Божиею.
Стр.83.
Смиряться
подобает по
тому превосходному
образцу, который представляется
нам Священным Писанием
в молитве трех святых отроков, подвергшихся в
Вавилоне тяжкому испытанию за верность свою Богу».