Вопрос
2277 :
9 т.
В
Новом Завете Господь Иисус Христос
говорил много притчами. А в Ветхом
Завете были ли притчи, какие-то аллегорические изречения?
Ответ:
На
фоне новозаветных притч действительно на первый взгляд кажется, что в
Ветхом
Завете всё было расписано до мелочей, просто и понятно.
Мф.13:34
–
«Всё
сие Иисус говорил народу
притчами, и без притчи не говорил им».
Но когда вникнешь в суть
ветхозаветного, то там было всё так зашифровано, что ничуть не яснее,
чем в
православном богослужении. У Израиля был закон, данный Моисеем, и они
думали,
что они его досконально исполняют, до самой последней мелочи.
Иоан.7:19
– «Не
дал ли вам
Моисей закона? и никто из вас
не поступает по закону. За что
ищете убить
Меня?»
Но Господь их просветил, охладил, что на самом деле они закон
этот не исполняют, а только надмеваются, как во многих течениях
старообрядцев, которые
упрекают
«никоньян» за нарушения стоглавого Собора,
а сами
сплошь и
рядом нарушают
каноны вселенских и поместных соборов и святых отцов. Деян.7:53
– «Вы,
которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».
Все
жертвоприношения, обряды омовений,
очищений были
указаниями на их подлинный
смысл только во Христе. Древние
поэты в
своих акафистах-мемуарах столько туману напустили, что две тысячи лет
не
разгадают мудрецы новозаветные. Не хватает ни аристидов толкователей,
ни
вальсомонов и евсевиев
историков. Чего стоит только
несколько стихов из одного псалма Давида. Пс.73:13-15
– «Ты
расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
Ты сокрушил
голову левиафана, отдал его в
пищу людям пустыни, [Ефиопским];
Ты
иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки».
И читают тысячи лет,
миллион раз повторяют эти стихи, совершенно ни буковки не понимая в
них.
Знающим закон Моисеев ясно, что для правоверного иудея есть пища чистая
и
недозволенная; понятно, что Левиафана, будь то крокодил или кит, или
иное
чудовище - есть его категорчески запрещено. Да и в пустыне эти животные
не
живут. Так о чем же речь? Если слово «змии»
применять к акту расторжения силою
Божиею моря Чермного, тогда эти стихи понять можно только по отношению
к
фараону и Египту, сражённых в водах. Никакие реки Бог не иссушал, а
только мелководный
Иордан однажды остановился
при
переходе евреев в обетованную землю.
Конечно, и здесь нужно понимать силу Божию над потоками врагов.
Златоуст
советует при толковании псалтири все места, где говорится о врагах,
понимать,
как об исконном враге – диаволе. Ис.28:2
– «Вот,
крепкий и сильный
у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся
наводнение
бурных вод,
с силою повергает его на
землю».
Иер.12:5
– «Если
ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с
конями? и если
в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение
Иордана?»
1Кор.13:12
– «Теперь
мы видим
как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь
знаю я
отчасти, а тогда познаю,
подобно как я
познан».
Притчи
имели очень широкий диапазон и
потому к
ним обращались пророки и вожди.
Чис.24:15
– «И
произнёс притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров,
говорит муж с открытым
оком».
В
притчах, как в баснях Эзопа или Крылова, тот, кому симпатизировал автор
притчи,
выглядел мужественным и победителем, а противник всегда низвергнутым и
осмеянным. Втор.28:37
– «И будешь
ужасом, притчею и посмешищем у всех
народов, к которым отведет тебя Господь [Бог]».
1Цар.24:14
– «Как
говорит древняя притча:
«от беззаконных исходит
беззаконие».
А рука моя не будет на тебе».
Притчам учили
и в иносказании
могли скрыть свои подлинные намерения, чтобы не враз могли привлечь за
оскорбление вельможных. 2Цар.14:20
–
«Чтобы притчею дать
делу такой вид, раб твой Иоав научил меня; но господин
мой [царь] мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле».
В
Ветхом Завете есть даже две книги притч. Сколько же ещё было утеряно
– это
никак не меньше поговорок, собранных В.И.Далем. 3Цар.4:32
– «И изрёк
он
три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять»
. Иов.17:6 – «Он
поставил меня притчею для народа и посмешищем для него».
Цари
съезжались и загадывали притчи друг другу – это был
уже высший
форум притч. 3Цар.10:1,3
– «Царица
Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его
загадками.
И объяснил
ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю,
чего бы он не изъяснил ей».
Пс.48:5 – «Приклоню
ухо мое к притче, на
гуслях открою загадку
мою».
Составлять
или даже пересказывать притчи,
как и популярные анекдоты – для этого нужен был талант. Прит.26:9
- «Что
колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов».
Притчи
были настолько узаконенной и не
греховной формой научения и обличения, что Сам Иегова поощрял
избранников Своих
к поучению народа притчами, которые Сам же ему и подсказывал. Иез.17:2
– «Сын
человеческий! предложи
загадку и скажи притчу к дому Израилеву».
В
Ветхом Завете слово «притча» встречается 49
раз, а Новом – 46. Притча хлёстко высмеивала противника,
надолго
закреплялась в головах простых людей.
«На
помощь
Господу!» – «А разве Он бессилен?»
Суд.5:23
Но
иначе как храбрых
отличить,
Втор.20:8
Героев
веры от
тепло-пассивных,
Откр.3:16
Чьи
изукрашенные по стенам
мечи?
1Цар.21:9
Дух
закалить и страх преобороть,
Суд.8:21
Схватившись
с недругом тысячекрат сильнейшим,Быт.32:7
С душой от
страха расстаётся плоть,
Исх.2:14
И страх
остаток сил ещё уменьшит.
1Цар.28:5
Бойцы
и мученики
из когорты зрелых -
2Цар.23:16
Им
выстоять досталось на
роду;
2Цар.16:6
Из
свалки той не каждый
выйдет целым,
2Цар.17:8
Удержит
символ веры,
как редут.
Деян.24:14
Защитники!
На вас Отчизна смотрит,
Суд.11:32
Отечество
небесное рассудит,
Евр.11:35
Кто
патриот, а кто лишь званье портит -
2Макк.12:40
Канонизацией
не тешатся пусть люди.
1Кор.4:5
На
поле брани столько не
явилось,
Матф.22:5
Причислили
себя до сонма
боязливых;
Суд.7:3
Иной
без боя сдался, просит
милость
1Цар.11:2
У
крохоборов алчных и
сопливых.
1Ездр.4:3
Господь
на
проповедь
вселенскую выводит, Иоан.21:22
Он ищет
благовестников надёжных;
Ис.6:8
В саду
заросшем или в огороде,
Матф.20:1
Молниеносно
меч сверкнёт из ножен.
Деян.5:5
На
помощь ослабевших и
уставшим!
Деян.16:9
Ряды
прореженные срочно
заполняйте!
1Макк.4:35
На
целину – не на чужую
пашню!
Ос.10:12
Неверующим
будьте доброй
нянькой!
1Фесс.2:7
От оползней
из слов вбивайте сваи,
Прит.15:18
Пустыню
обводнить, создать оазис,
Ис.48:21
В проломы
встать Дух Божий призывает,
Иез.22:30
Не только
юношей, но и
вступивших в старость.
Пс.91:15
Для
нас свершается
посев, полив и жатва -
Иоан.4:37
Свершает
труд Господь
наш Иегова;
2Кор.5:20
И
нас зовёт
на помощь и на завтра;
Мф.11:28
А
ныне тех, кто осиян
был Словом.
6.7.04. ИгЛа
1Фесс.5:4