Вопрос
3099 :
16 т.
В
Библии указано, что книги в ней канонические.
А кто устанавливал этот
канон, почему мы доверяемся кому-то, даже не зная имён составлявших
канон?
Ответ:
Еврейский
канон Ветхозаветных книг составлен масоретами,
и потом святые отцы приняли книги сии, после тщательной их проверки. А
Новый
Завет из 27 книг не сразу был полностью принят, а постепенно
добавлялись книги.
«Из
т.н. Мураториева
К. (ок.170) явствует, что на исходе
2 в. новозав.
К. был уже в общих чертах завершён,
хотя к нему ещё относили неск.
книг, позднее
отвергнутых (Послания ап.Павла
к лаодикийцам
и александрийцам, Апокалипсис Петра,
«Пастырь» Герма), а Евр,
Иак,
1-2 Петр, Иуд и Откр.
отсутствовали. Климент
Александрийский не только признавал 1 Петр, Иуд и Откр,
но и причислял к канонич.
«Пастырь» Герма, Варнавы
послание, Проповедь Петра.
Важнейшую критич.
работу по уточнению К. предпринял Евсевий
Кесарийский.
У
свт.
Афанасия Великого мы
впервые находим новозав.
К. в том виде, как он принят
сегодня (39-е Послание). Но и после него нек-рые
колебания относительно К. НЗ в святоотеч.
письменности оставались. Акты Лаодикийского собора, а также свт.Кирилл
Иерусалимский и свт.Григорий
Назианзин
не упоминают в своём перечне Откр;
св.Филастр
(ок.
387) не включил Евр,
а прп.Ефрем
Сирин ещё считал каноническим 3-е Посл. ап.Павла
к коринфянам. На Западе африканские соборы 4 в. и блж.Августин
дают полный список канонич.
книг НЗ, к-рый
соответствует нынешнему». Пс.104:8
– «Вечно
помнит завет Свой,
слово, [которое] заповедал в тысячу родов».
Ис.40:8
– «Трава
засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно».
Сир.2:5
– «Источник
премудрости — слово Бога Всевышнего, и шествие
ее – вечные заповеди».