Вопрос
353:
Лк. 17:3-4 – «Наблюдайте за собою. Если же согрешит
против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и
если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится,
и скажет: каюсь, — прости ему».
А если он не покается, что делать?
Ответ:
Мф.18:17 – «Если же не послушает их, скажи церкви;
а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и
мытарь».
Христос дал жёсткую конструкцию пути примирения, очищения. Здесь только
три шага: сначала один на один «выговори».
Христианство отвергло это прямое указание Христа и заменило его
наработками пустынников. «Духовный луг»,
«Пролог», «Жития» переполнены
описанием случаев, когда возникала конфликтная ситуация, и монахи путём
компромиссов, лжи неприкрытой, увёрток выходили к примирению. И это всё
афишируется, пропагандируется, как образец мудрости (прелюдия к
сергианству XX в.). В принцип был возведён девиз: «Изощряйся,
как хочешь, выдумывай, как можешь, но если противник твой не еретик, не
огорчай брата, считай себя всегда виновным, покажи глубокое смирение, и
этим ты спасёшь его и себя. Только не выговаривай ему, только не
восстанавливай правду, только никому не говори про возникший конфликт,
претерпи на себе». Вот это и есть оформившееся
неохристианство, сусальный блеск наработки пустынножителей,
не знавших Евангелия, ни духа Христа. «Выговори»
означает сделать правильную, тщательную разборку всего, что
предшествовало конфликту, сам конфликт, его последствия. И речь идёт не
о внешнем человеке, а о брате, с которым причащаешься из одной чаши, и,
быть может, это священник, епископ или патриарх, которые тоже являются
нашими братьями. «Выговори», то есть обличи после
тщательной разборки. Возможны два варианта: он осознал, что согрешил
против тебя и сказал: «Прости, виновен, увлёкся,
недосмотрел, ошибся, прости»; тогда на всё это –
«наплевать» и забыть, братья обнялись, пожали друг
другу руки, поцеловались.
Второй вариант с продолжением, и быть
может в зале судебного заседания – брат запёрся, ожесточился,
отвернулся или послал. Рецепт предписывает: возьми двух или трёх
братьев (не сестёр) и снова повтори попытку примирения, с выговором,
как нашкодившему ученику. Присутствующие братья-свидетели
– какую роль они выполняют? Легко догадаться, что
их участие может быть активным в деле примирения, обличения, выговора
провинившемуся. Если сказано «возьми» к
пострадавшей стороне, то ясно, что это его сторонники, свидетели с его
стороны. Большее число доказательств может подвигнуть скорее к
раскаянию. Быть может, эта беседа ведётся под магнитофонную запись, что
весьма желательно. Этого желают пришедшие обличить. Обычно тот, кому
выговаривают – против записи, ему это крайне невыгодно. Имея
сорокалетний опыт в этой области, свидетельствую, что так всегда, почти
сто процентов. Здесь тоже два варианта. 1. Обличаемый одумался,
опомнился, пришёл в чувство, взахался до раскаяния. Ты приобрёл брата.
2. Если же он заперся в своём преступлении, грехе, ожесточился, даже до
угрозы обличителю, то и это ещё не конец. 3.Поднимаемся ещё выше, на
третий этаж: скажи всей церкви… Пусть кто-нибудь припомнит
один случай за тысячелетие в России, чтобы кто-то выполнил это по
инструкции, сказанной Господом, или кто слышал от священников,
православных проповедников, у Серафима Саровского, Иоанна
Кронштадтского, Тихона Задонского, Феофана Затворника или других. Как
будто Евангелие умерло вместе со смертью Златоуста, у которого призывы
к примирению были только по Евангелию. Повреждённое, рафинированное,
монашеское, византийское христианство, пришедшее к нам на Русь, давало
ответ на все случаи жизни только с позиции пустынников, их
колоссального опыта, и ни звука, ни строчки, ни ссылки на прямые и
чёткие указания Иисуса Христа, как выходить из конфликтной ситуации.
Пошли не просто не евангельским, но прямо антиевангельским путём, и
слово «выговори» провинившемуся стало
преступлением. В данном вопросе бескомпромиссно поступал только
протопоп Аввакум, даже по отношению к самым ближайшим друзьям и
последователям своим. «Скажи церкви» –
пусть кто-нибудь из двадцати тысяч священников или мирян припомнит
только один случай, когда обиженный заявил бы о своей обиде церкви, а
церковь тщательно это разобрала бы, устроила провинившемуся
головомойку, разборку.
У православной церкви свои тысячелетние наработки в этой
области, уметь быстро скороговоркой сказать обидчику: «Прости
Христа ради» и затаить в себе обиду. Невынутая заноза
начинает гнить, начинается закулисное обсуждение, сочувствие к
обиженному, шушуканье по группам и партиям – самое настоящее
антиевангельское осуждение. Так как в Православии самая большая беда
– неправильный вход в Церковь через детское крещение у
неверующих родителей, поэтому прихожане в абсолютном большинстве люди
чужие друг другу. Номинальное христианство – это не братство,
не община, не церковь, а проходной двор, базар. Если кто не согласен с
этим, то попытайтесь хотя бы раз пройти по этим трём степеням и
сообщите мне по указанному в книге адресу, когда будет разборка на
третьем этаже. На практике в первоапостольской церкви это должно было
быть так: тот, против кого согрешил брат, пройдя первые два этажа
(районный и краевой суд), подаёт кассационную жалобу в верховный суд
– последняя инстанция надежды на примирение. Заявление на
председателя суда с подробным описанием сути конфликта (епископу или
пресвитеру). Руководитель общины назначает день собрания (никаких очных
ставок, собеседований не предусмотрено в слове Христа) –
работа идёт только по заявлению, судебный процесс вынесен на
всенародное обсуждение; здесь возможны также два варианта: или покаяние
согрешившего, и тогда ты его приобрёл: объятия, поцелуи,
слёзы радости. Церковь активно участвует в этом процессе, выступающие
дополняют фактами: с кем и когда обидчик поступал также, его увещевают,
обличают, стыдят, – но всё бесполезно. Выносится решение
– сбросить его с третьего этажа на улицу, т. е. он чужой и
«да будет теперь, как язычник и мытарь». Но и это
ещё не конец. Пример этому – блудник в Коринфской церкви.
Когда согрешивший, находящийся на улице (вне церкви) осознает своё
преступление, и снова попросится на третий этаж, он будет принят по
любви, через его искреннейшее раскаяние и в том, почему он так долго
запирался. 2Кор.2:7 – «Так что вам лучше уже
простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною
печалью». 2Кор.2:11 – «Чтобы не сделал
нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».
С трудом, но всё-таки можно подняться на второй этаж сегодня, но как
перейти на третий? Где церковь? Кому сказать, кто объявит собрание? У
сектантов это возможно, и они это применяют: баптисты, пятидесятники,
адвентисты. Но не православные. Мы замкнулись, зациклились на
душещипательных рассказах о пустынножителях, совершенно не вопрошая
Господа, совершенно не желая знать Его святую волю. Поэтому нас даже с
натяжкой нельзя назвать христианами, и мы не можем сказать:
2Кор.2:11 – «Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо
нам не безызвестны его умыслы».
|