Вопрос
370:
Почему Адам и Ева не попросили у Бога прощения?
Ответ:
Значит, не догадались, что это облегчило бы их участь. На допросе у
Бога они вели себя точно также, как мы на исповеди, стали обвинять
другого, но не себя.
Быт. 3:9–19 – «И воззвал Господь Бог к
Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я
услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И
сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с
которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты
мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог
жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я
ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это,
проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь
ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни
твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между
семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а
ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу
скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к
мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над
тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены
твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от
него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все
дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и
будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь
есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах
ты и в прах возвратишься».
Нам кажется, что мы распорядились бы в той ситуации намного
лучше, чем Адам. Если действительно мы осознали его беду, то можем
повторить вместе с Ездрой: 3Ездр. 7:48-55 – «О, что
сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя
только одного, но и нас, которые от тебя происходим. Что
пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные
дела? Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные,
сделались суетными. Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а
мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех,
которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет
рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и
врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в
местах неплодных. Светлее звезд воссияют лица тех, которые
имели воздержание, а наши лица — чернее тьмы».
А ведь мы и не знаем, просили они или нет прощения после того
разговора, который состоялся у Бога с ними. Наши прародители находились
в детском, нелукавом состоянии ума. Они ничего не могли скрывать,
говорили открыто, как домашние дети. Что-то подобное я встретил в своей
жизни только один раз в Америке, где спорили между собой приверженцы
белой и красной идеи. Оба верующие православные. Представление о Боге у
Адама было не духовное, а как об «одном из них», от
Которого можно скрыться за можжевеловым кустом и оттуда же подавать Ему
свой голос, как делают двухлетние детишки. По образу сходства их
духовного состояния с детьми мы можем предположить, что, когда детям
вынесено наказание, они начинают канючить: «больше не
буду». То, что Адам каялся после изгнания из рая, не должно
вызывать никаких сомнений, потому что, согласно церковного учения, он
выведен из шеола в рай. Трудности, какие его встретили после изгнания,
забота о сохранении жизни от враз одичавших зверей и гадов, забота о
хлебе насущном и холоде ночном, и, притом, это ввиду райских ворот,
терзание и скорбь его только увеличивались день ото дня. Быть может, не
раз он ещё упрекнул и Еву по сходству с нашим поведением, не пропускал
случая убить змею, а Ева, быть может, напоминала ему о том, что он
глава и не должен был её слушаться, и, быть может, они имели надежду
вернуться в рай, так как Бог не прогонял их далеко. Вполне допустимо,
что он желал умилостивить Бога и жертвами, и молитвами, и слезами.
Адам – это один из нас. Поэтому в рождённых детях они видели
искупителя, который сотрёт главу змия (в действительности же один
другому разобьёт голову). Так что о покаянии Адама хотя ничего не
сказано, но вполне допустимо. Когда Иоанн Златоуст растолковывает
первый стих шестой главы пророка Исайи, где на первый взгляд вообще нет
никакой информации, и только скорописцы, бывшие на его богослужении,
сохранили нам шесть проповедей по два часа. И если только на одну
фразу, что Авраам переселился, он точно также говорит несколько
поучений, описывая природу, нравы тамошних жителей, то и нам не
препятствует ничто мысленно войти в ситуацию, сложившуюся с Адамом.
|