Вопрос
2093: 8
т.
Если
возникло
так много монастырей и такие в них были
замечательные уставы, все
приходящие вновь легко усваивали эти правила,
то
наверное, правил этих не так много и каждая семья могла бы применять их
в повседневной жизни, хотя бы отчасти?
Ответ:
В
«Древних иноческих
уставах» решились
предложить на ознакомление
людям только краткие выписки из уставов, и то они весьма впечатляют.
Книга большого формата –
666 страниц. В ней можно
ознакомиться с некоторыми правилами монастырей. ПравилПахомия Великого
– 294, и он
их свёл в 21 правило. У Орсисия –
56 правил. И общих
правил, вероятно коллегиально принятых - 67;
у Василия
Великого - 419
правил и для женских монастырей еще разъяснение в 19 правилах; Иоанн Кассиан только
в трёх его
книгах 61 глава;
у Венедикта – 73 главы. Можно
предположить, согласно некоторых пояснений в книге, что для внутреннего
пользования есть ещё более расширенные варианты; и в каждой главе есть
подпункты.
Есть
много полезных правил и вполне приемлемых всеми здравомыслящими. Когда
я
законспектировал книгу сию, то понял, что для читателей не смогу и
малой толики дать прочесть. Это нужно иметь саму книгу. Главы отдельные
иногда занимают по несколько страниц.
Если
надумаете
применять эти правила сегодня на практике, то будете
срок мотать в
строгорежимном лагере, как садист,
мазохист,
попирающий все нормы нравственного поведения и раздавливающий личность
человека. Десятки правозащитных организаций сразу же устремятся против
вас, как тоталитарного волка. Абсолютное полное подавление личности.
Воля человека - главный враг в монастыре.
Даже
посылку с воли не может получить рядовой – она будет
выставлена
на общий стол. Случалось,
что расконвоированных монахов
выводили на
сельхоз.работы в поле. И вот тут был самый подходящий момент сбежать из
своего ГУЛага. Правила и
это предусматривали, что старшой,
«набольший», как
его зовут, должен был хватиться этой потери и немедленно сообщить в
«город
солнца» своему «Джиму
Джонсу, основателю «Народного храма», и
искать беглеца. Три
часа, в которые
он мог бы отдалиться от любимого монастыря – были для него
спасительными. Но губительными для его надсмотрщика. Стр.
153. правило
288. «Если убежит кто и смотритель раньше трёх часов не
донесёт Авве,
то будет
повинен в погибли брата, разе только опять найдёт его
(п.152)».
289
пр. «Вот
наказание тому, кто погубит какого
брата из дома
- три дня нести публичное покаяние. Но если он донесёт в тот же час,
как тот убежит, то виновен не будет».
290
пр. «Если смотритель увидит какой грех в доме своём, и тотчас
не
обличит согрешающего, и не донесёт Авве монастыря,
сам понесёт
установленную за тот грех эпитимию» («домом»
называется общий барак) (в ГУЛаге оуновцы устроили
таким доносчикам
полнуюрубиловку –
вырезали их на рассвете).
Исключительно
страшным грехом почиталось заступничество за наказываемого.
«Им
внушалось принимать даемые им
приказания с таким благоговением,
и
исполнять и с такою готовностью, как
бы они исходили
непосредственно от Самого Бога.
Рассуждать о повеленном не
разрешалось, и вообще заповедывалось ни
в чём не верить своему
уму и рассуждению. Чтобы скорее и надёжнее утвердить их в последнем,
часто даваемы были им приказания, исполнение которых казалось ни с чем
несообразным. Так делалось в той мысли, что кто в этих случаях
исполнителен без рассуждения, конечно же будет таков и во всех
других». (пр. Касиана кн.
4.п. 8,9 стр. 106 пр. 57 Пахомия).
«Сей
блаженный Иоанн от юности до совершенного мужеского возраста служил
старцу своему, пока тот жил на свете, с
таким смирением
исполнял его повеления, что
сам старец изумлялся его послушанию. Желая однако же точнее узнать,
откуда у него такая добродетель, от веры ли истинной и глубокой
простоты сердечной, или она притворна, принужденна и оказывается только
пред лицом того, кто даёт повеления. Старец часто
назначал ему
послушания то пустые и ненужные, то неисполнимые.
Однажды
старец взял из своего дровяника хворостинку, давно срубленную,
совершенно исссохшую и
даже от древности немногопозагнившую и
воткнул ее в землю, велел
поливать её дважды в день, принося воду на своих
плечах, чтобы
она, будучи таким образом каждодневно
орошаема,
пустила корни, ожила, разветвилась. Приняв это послушание с обычным
благоговением, юный инок, нисколько не рассуждая о невозможности
получить то, что ожидалось будто, исполнял это неопустительно каждый
день, нося воду за
две почти мили (3, 5 км.). Так поливал он свое деревцо в продолжение
целого года, не пропуская ни одного дня. Ни за болезнью, ни по причине
праздника, ни по причине нужнейшей какой-либо работы, ни из-за зимней
стужи и непогоды. Старец молча наблюдал за этой неутомимостью его и
удостоверился, что он и принял и исполнял его приказание в простоте
сердца, без всякого колебания ума, как бы оно дано ему
было
свыше, чем доказал искренность своего смиренного послушания. Почему,
желая положить
конец этому испытанию,
подошёл он к сухой хворостинке и сказал:
«Ну
что, Иоанн, пустило ли корни дерево наше, или нет?» Тот
сказал:
«Не знаю». Тогда старец, как
бы пробуя,
крепко ли оно на корнях своих, легким движением вырвал хворостинку
перед глазами его, и бросил
её, чтобы он не поливал её более». Стр.
570 гл. 24.
«В
другой раз, когда пришли братия поназидаться примером
послушания, старец
позвав Иоанна, сказал ему: «Беги и вон тот камень прикати
сюда,
как можно поскорее». Тот побежал и со всем усердием и
напряжением
сил начал пхать камень
огромный, который
целая толпа народа могла бы покачнуть только. Пот лил с него градом,
пропитал всё его платье, намочил и самый камень. Но ему нисколько не
подумалось, что
послушание не исполнимо, ибо из благоговения к старцу и по искренней
простоте послушания он от всей души веровал, то старец ничего не
прикажет даром,
на что не было бы у него разумного основания. (память
св. Иоанна 27
марта стр. 572).
Над
нами те ж, как древле,
небеса
И
так же льют нам благ своих потоки,
И
в наши дни творятся чудеса,
И
в наши дни являются пророки.
Бог
не устал, - Бог
шествует вперёд,
Мир
борется с
враждебной силой змия,
Там
– зрит
слепой, там – мёртвый восстает;
Исаия
жив, и жив
Иеремия.
Не
истощил Господь Своих даров,
Не
оскудел верховной благодатью, -
Он
всё творит – и Библия миров
Не
замкнута последнею печатью.
Кто
духом жив, в ком
вера не мертва,
Кто
сознает всю
животворность слова,
Тот
всюду зрит
наитье Божества
И
слышит всё, что скажет
Иегова.
И,
разогнав кудесничества чад,
В
природе он усмотрит святость чуда,
И
не распнёт он Слово,
как Пилат,
И
не предаст он Слово, как Иуда.
И
брата он, как
Каин, не сразит,
Гонимого
с радушной
лаской примет,
Смирением
надменных
пристыдит,
И
слабого и падшего
подымет.
Не
унывай, о
малодушный род!
Не
падайте, о племена земные!
Бог
не устал, - Бог шествует вперед;
Мир
борется с враждебной силой змия. 1860
Вл. Бенедиктов.
(«Слово
и дух» Антология русской
духовной поэзии Х-ХХвв.
Минск. 2003. 528
стр.)
|