Вопрос
3088: 16
т.
Вот
мы снова в этом году ходили в Покровский собор на пятой неделе Великого
поста в среду вечером и четыре часа отстояли. Говорят, что читался
канон Андрея Критского, и называют это моленье
«Марьиным стояньем».
Устала, а ничего не вынесла, кроме усталости. Приятно было кланяться и
так много, ночью ноги судорогой сводило даже, и поют хорошо, а на душе
пустота. Кто такой Андрей и что это за канон, так и не сказали. Мне
рассказали сёстры, что Вы на занятиях подробно проходили в
прошлые годы этот канон по-русски, но я тогда ещё не ходила в церковь.
Где же можно узнать об этом?
Ответ:
На
этот вопрос я уже отвечал в «…открытым
оком», т.5,
вопрос 1426.
АНДРЕЙ
КРИТСКИЙ,
свт. (ок. 660-ок. 740=80), визант. подвижник, церк. поэт-гимнограф.
Род. в Дамаске, подвизался в Иерусалимской обители св. Саввы. В
качестве секретаря Иерусалимской Патриархии участвовал в VI Вселенском
Соборе. Впоследствии А.К. был поставлен епископом г. Гортины на о.
Крит. Самое известное произведение А.К. - Великий канон, содержащий 250
тропарей (строф). Весь канон посвящён теме
покаяния. В качестве сюжетной канвы использована библ. история ВЗ и НЗ.
Образы и события Свящ. Писания повсюду в каноне связываются с
восхождением от греха к примирению с Богом. Память святителя Правосл.
Церковь празднует 4 июля. (Мариино стояние) – народное
название утрени, совершаемой в среду пятой седмицы Великого поста
(считается уже четверг), на которой читается Великий канон св. Андрея
Критского и житие преподобной Марии Египетской. При встрече с Зосимой
Мария была поднята в воздух, стояла на локоток от земли. «С
этими словами она обратилась на восток; возведши очи кверху и подняв
руки, она начала молиться, но так тихо, что Зосима не слышал и не
понимал слов молитвы. В трепете, молча стоял он, поникнув головой.
«Призываю Бога во свидетели, — рассказывал он,
— что через некоторое время я приподнял глаза и увидал ее
поднявшеюся на локоть от земли; так она стояла на воздухе и
молилась». Увидев это, Зосима затрепетал от страха, со
слезами повергнулся на землю и только произносил: «Господи,
помилуй!»
Но
тут его смутила мысль, не дух ли это и не привидение ли, как-бы
молящееся Богу. Но святая, подняв старца с земли, сказала:
«Зачем, Зосима, тебя смущает мысль о привидении, зачем
думаешь, что я дух, совершающий молитву?» Мария поведала о
себе: «Я, святой отец, родилась в Египте, но будучи 12-ти лет
от роду, когда были живы ещё мои родители, я отвергла их любовь и
отправилась в Александрию. Как я потеряла свою девическую чистоту и
стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию, — об этом
без стыда я не могу даже помыслить, не только пространно рассказывать;
скажу только кратко, чтобы ты узнал о неудержимой моей похоти.
Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради
подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я
так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять
мою похоть… Какой язык, какой слух вынесет рассказ о
позорных делах, совершённых мною на корабле во время пути: я увлекала
на грех даже против воли, и не было постыдных дел, каким бы я не
научала. Поверь, отец, я ужасаюсь, как море перенесло такой разврат,
как не разверзлась земля и не погрузила меня живою в ад после
совращения столь многих людей!.. Я думаю, — отвечала она,
— протекло 47 лет, как я оставила святой город. Поверь мне,
отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыни, борясь с своими
безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу,
я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить
любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела
и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось
очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла.
Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные
мною при удалении в пустыню. Тогда я мысленно становилась перед иконою
поручительницы моей, Пречистой Богородицы и с плачем умоляла отогнать
от меня мысли, смущавшие мою душу. Долго я так плакала, крепко ударяя
себя в грудь, и наконец как-бы свет разливался вокруг меня, и я
успокоивалась от волнений. Как признаться мне, отец, в блудных
вожделениях, овладевавших мною? Прости, отец. Огонь страсти загорался
во мне и опалял меня, понуждая к похоти. Когда на меня находил такой
соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя
себе, что перед мною стоит Сама моя поручительница, осуждает мое
преступление и грозит за него тяжелыми мучениеми. Поверженная на землю,
я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и не отгонял
смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к Поручительнице своей,
горячо прося помощи моим страданиям в пустыне — и
действительно, Она мне давала помощь и руководство в покаянии. Так
провела я 17 лет в постоянных мучениях… (Придя
в очередной раз, Зосима нашёл Марию умершей).
Тут он увидел у головы блаженной такую надпись, начертанную на земле:
«Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии,
отдай прах праху».
Рим.10:3 – «Ибо,
не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную
праведность, они не покорились праведности Божией». В
рассуждениях о Марии Египетской ни разу и никто не спрашивает, по
повелению ли Божию она сотворила, уйдя в пустыню, и требует ли этого
Бог Всемогущий. Берётся во внимание только свидетельство одного
человека Зосимы, а он ни разу не подверг сомнению виденное и слышанное,
а только падал к ногам её, проливал слёзы, целовал землю и восхищался
разумом. Пр.28:9 – «Кто
отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва –
мерзость». Житие Марии
от первого её шага и до смерти не сходится со словами Христа и
Апостолов – ни разу и нигде. Ис.8:20 –
«[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят,
как это слово, то нет в них света». Иоан.11:10 –
«а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с
ним».
2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее
пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к
светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день
и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».
О
житии Марии невозможно говорить во свете Библии – тебя
истопчут и ошельмуют попы. Житие Марии Магдалины – воистину
равноапостольное, не пользуется такой популярностью – нигде
не отмечается хождение Марьино, проповедь Марьина, благовестие Марьино.
И хотя и первому житию никто не подражает, ибо поставлен феноменальный
рекорд самоистязания на века, но и Марии
Магдалине вряд ли кто поревнует в подражании. А вот она-то и достойна
подражания и истинной памяти. Евр.13:7
– «Поминайте
наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на
кончину их жизни, подражайте вере их».
|