Вопрос
3583:
24 т.
Я
слово «аллилуия»
раньше слышала только в храме и на молитве дома.
Но
от Вас и от ваших людей постоянно слышу это слово, и как мне кажется,
часто
вовсе не к месту. Это же святое, сакральное слово, и как им можно
пользоваться
так запросто? И вообще, что об употреблении этого слова
говорит Библия, когда и где
его можно употреблять?
Ответ:
О.Григорий
Дьяченко объясняет, что это слово
происходит от греческого «хвалите Господа»,
«слава Тебе, Боже!» Словарь же
Эрика Нюстрема
поясняет, что слово это имеет
происхождение из еврейского языка «восхвалите
Иегову». У архимандрита же
Никифора находим более подробную информацию. АЛЛИЛУИЯ
(Отк.19:1)
- Еврейское слово Гиллел,
означающее «хвалите
Бога.»
Это
слово было общим восклицанием радости и хвалы в Еврейском богослужении;
оно
начинает и заключает собою некоторые из псалмов, как, например 112-117.
Св.
Иоанн Богослов в торжественном небесном гимне, воспетом от Ангела,
сошедшего с
неба, после пророческого изображения праведного суда Божия над
Вавилоном,
слышал «как бы голос
громов сильных, говорящих: аллилуия! Ибо воцарился
Господь Бог Вседержитель»
(19:6). Гимн, воспетый Господом,
вместе с Апостолами после Тайной вечери (Мф.26:30),
был, по-видимому,
также из числа хвалебных псалмов. Эта песнь и доселе употребляется в
богослужении Христианской церкви». Словарь Гиллеля
даёт пояснение одним словом «слава». Про
славословие Богу Писание чётко
говорит: Пс.116:1
– «Хвалите
Господа, все народы, прославляйте
Его, все племена».
1Кор.6:20
– «Ибо
вы куплены [дорогою]
ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших,
которые суть
Божии».
Прославление Бога может быть разными песнопениями, хвалебными
гимнами или просто благодарственными словами за что-то:
«Слава Тебе, Боже, что
услышал и исполнил, защитил и возвратил» Пс.150:6
– «Всё
дышащее
да хвалит Господа! Аллилуия».
Великий
город-блудница
ниспровергнут и сразу же с неба даётся повеление воспеть
«аллилуия» за казнь
этой тирании. Откр.19:1
– «После
сего я услышал на небе громкий голос как
бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава,
и честь
и сила Господу нашему!»
Языческий царь
располагается в пользу народа
Божия, и они тут же воспевают «аллилуия» Иегове. 3Макк.7:10-11
– «Царь
нашёл, что они говорят правду, одобрил их и дал им полномочие на всё,
чтобы они
преступивших закон Божий истребили во всяком месте царства его
беспрепятственно, без особого позволения или надзора царя. Тогда,
возблагодарив
его, как надлежало, священники и всё народное множество воспели
«аллилуия» и
радостно отправились».
И таких позиций, за что нужно воспевать этим
славословием «аллилуия», Библия указывает 25. Да
мы-то никогда столь часто и
столь много не употребляем это слово. Нам ещё дотянуться до той планки
нужно.
Да и есть за что! За всё, за всё
слава Богу! Откр.19:4
– «Тогда
двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились
Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!»
Весной
в своих грядах так рылся
Огородник,
Как
будто бы хотел он вырыть клад:
Мужик
ретивый был работник, И дюж и свеж на
взгляд;
Под
огурцы одни он взрыл с полсотни гряд.
Двор
обо двор с ним жил охотник До
огородов и садов,
Великий
краснобай, названный друг природы,
Недоученный
Философ,
Который
лишь из книг болтал про огороды.
Однако
ж за своим
он вздумал сам ходить
И
тоже огурцы садить,
А между тем смеялся так соседу:
«Сосед,
как хочешь ты потей, А я с работою
моей
Далеко
от тебя уеду, И
огород твой при моём
Казаться
будет пустырём.
Да,
правду говорить, я и тому дивился,
Что
огородишко
твой
кое-как идёт. Как ты еще не разорился?
Ты
чай, ведь никаким наукам не учился?»
«И
некогда, – соседа был ответ! – Прилежность, навык,
руки:
Вот
все мои тут и науки;
Мне Бог и с
ними
хлеб даёт».
«Невежа!
восставать против наук ты смеешь?»
«Нет,
барин, не толкуй моих так криво слов:
Коль
ты
что путное затеешь,
Я перенять
всегда готов». –
«А
вот увидишь ты, лишь лета б нам
дождаться...»
«Но,
барин, не пора ль за дело приниматься?
Уж
я кой-что
посеял, посадил; А ты и гряд ещё не взрыл».
«Да,
я не взрыл, за недосугом; Я всё читал
И вычитал,
Чем
лучше: заступом их взрыть, сохой иль
плугом.
Но
время ещё не уйдёт». «Как вас, а нас оно не
очень ждёт», -
Последний
отвечал и тут же с ним расстался,
Взяв
заступ свой; А Философ пошёл домой.
Читал,
выписывал, справлялся
И в книгах рылся и в грядах, -
С
утра до вечера в трудах. Едва с одной
работой сладит,
Чуть
на грядах лишь что взойдёт,
В
журналах новость он найдёт – Всё перероет,
пересадит
На
новый лад и образец. Какой же вылился конец?
У
Огородника взошло всё и поспело:
Он с
прибылью, и в шляпе дело; А Философ –
Без
огурцов. Крылов.
1811
|