Вопрос
3928:
27 т.
Когда
мы отдаём деньги, заказывая молебны за умерших, то не есть ли
это католическая
индульгенция?
Ответ:
Католикам
обещано что-то и они, успокоенные, могут далее не переживать. У
православных же дело обстоит намного хуже. Никакой гарантии священник
не даёт,
когда принимает заказ на молебен. У него всё в дыму и во мраке.
“Девятого
августа сего года
СМИ
распространили папский декрет, которым предлагается для сотен тысяч
молодых людей Европы, посетивших “XX Всемирный день
молодёжи”, папская
индульгенция. Каждый, кто осуществит исповедь, примет участие в
Евхаристии и
помолится о дне молодежи – обладатель католической
индульгенции. В двадцать
первом веке, как и в средние века, индульгенция дарует прощение грехов,
а не
Иисус Христос, не нуждающийся в посредниках, чтобы принимать всякого
грешника,
нуждающегося в спасении. Предлагаем вашему вниманию выдержку из
исторической
книги «И камни
возопиют» об
индульгенции: »Но одной инквизиции дьяволу
было мало. Нужен был сложный механизм, который бы позволил лишить людей
надежды
на прощение и спасение. Но поскольку Библия утверждала, что для
прощения, а
значит, и спасения, достаточно покаяться и попросить в личной молитве
Христа
простить грехи и дать силу больше их не совершить, нужно было включить
между
человеком и Христом посредника в лице священника, без которого доступ к
Богу,
якобы, невозможен. Отныне было объявлено, что без участия посредника
человек
лишен непосредственной связи со своим Спасителем. Свою функцию этот
посредник
осуществлял с помощью двух рычагов — индульгенций и исповеди
перед священником.
Рассмотрим их подробнее.
Слово
«индульгенция» происходит от
латинского — indulgentia (милость). Индульгенция
представляла собой папскую грамоту, свидетельство об отпущении грехов
как
прошлых, так настоящих и будущих (!), выдаваемую за деньги или за
особые
заслуги перед католической церковью. Богословие обосновывает
индульгенцию тем,
что католическая церковь обладает, якобы, неким запасом добрых дел,
совершенных
Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.
Индульгенции давались первоначально при
наличности
раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня,
паломничество)…
право раздавать индульгенции давали
епископам в аренду
за ежегодный взнос. Итак, индульгенция выполняла следующие функции: 1.
Освобождала человека от грехов как прошлых, так настоящих и будущих. 2.
Эти
грехи покрывались из сокровищницы добрых дел, совершённых когда-то
Христом,
Девой Марией, апостолами, мучениками, и которые находились, якобы, в
распоряжении
церкви. 3. Отпущение грехов продавалось человеку за деньги. Представьте
себе
картину, так часто встречающуюся в Средние века: человек приходит к
священнику
и покупает у него индульгенцию, прощающую ему воровство или убийство,
которое
он замыслил. Прокомментируем теперь эти три основных положения текстами
из
Библии: “Ной,
Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей;
праведностью своею они
спасли бы только свои души”
– Иез.14:20.
Итак, праведник своей праведностью может спасти только
самого себя. “Жаждущие!
Идите все к водам; даже и вы, у которых нет
серебра, идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко”
– Ис.55:1.
“Жаждущий
пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром”
– Откр.22:17.
“получая
оправдание даром, по благодати Его,
искуплением во Христе Иисусе”
– Рим.3:24.
“И
сказал мне: Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец;
жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует все,
и буду
ему Богом, и он будет Мне сыном”
– Откр.21:6-7.
Вот и ответ
насчёт спасения и прощения за деньги. Впервые индульгенции появились в
11 веке,
первоначально освобождая человека от наложенного церковью какого-либо
наказания. В 13 веке, купив индульгенцию, разумеется, за особую и
немалую цену,
человек мог вызволить из чистилища страдающую там душу своих близких,
земная
жизнь которых подчас вряд ли давала им право на рай. При этом богатые
находились по сравнению с бедными в более выгодном положении, ибо их
денег
хватало, чтобы себе и близким обеспечить спасение и вечную жизнь,
неимущим же
не было никакой надежды на прощение и спасение. Монахи, продавцы
индульгенций,
говорили: “Sobald das Geld im Kasten Klingt, die Seele aus
dem Fegfener
springt” (“Как только деньги в ящике звякнут, душа
из чистилища выскочит”)». 3Ездр.15:27
– “Бог
не избавит вас, потому что вы согрешили против Него”.
Втор.32:39
– “Видите
ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и
оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей”.
2Кор.5:10
– “ибо
всем нам должно явиться пред
судилище
Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал,
живя в
теле, доброе или худое”.
«ОГЛАШЕНИИ,
ИЗЫДИТЕ!»
В
пустыне мыкаясь,
скиталец бесприютный
Однажды
вечером увидел
светлый храм.
Огни
горели там, курился
фимиам,
И
пенье слышалось...
Надеждою минутной
В нём
оживился дух. – Давно уж он блуждал,
Иссохло
сердце в нём, изныла грудь с дороги;
Колючим
тернием истерзанные ноги
И
дождь давно не освежал.
Что
в долгих странствиях на
сердце накипело,
О
чём он мыслил, что любил
–
Всё
странник в жаркую
молитву перелил
И
в храм вступил походкою
несмелой.
Но
тут кругом раздался крик:
«Кто
этот новый гость? Зачем в обитель Бога
Пришлец
незнаемый проник?
Здесь места
нет ему, долой его с порога!» -
И
был из храма изгнан он,
Проклятьями,
как громом, поражён.
И
вот пред ним опять
безрадостно и ровно
Дорога
стелется... Уж
поздно. День погас.
А
он? Он всё стоит у
паперти церковной,
Чтобы
на Божий храм
взглянуть в последний раз.
Не
ждёт он от него пощады,
ни прощенья,
К земле
бессильная склонилась голова,
И, весь
дрожа под гнётом оскорбленья,
Он
слушает, исполненный смущенья,
Его
клянущие слова. 1883.
Апухтин
|