Вопрос
3951:
28 т.
Только
и слышишь, что сходи на исповедь и причастись.
Что говорится в
Библии насчёт Причастия ? Разве это
панацея от всех недугов и грехов ?
Ответ:
О
причащении Тела и Крови
Христовых в Библии сказано
не так уж и много. И притом вовсе уж не на первом месте стоит
причастие.
Главное – послушание словам Христовым, в которых и намёка нет
на то, что лишь
бы успеть причаститься. Больше-то ссылаются на труды монахов, а не на
Евангелие.
«Это
самое производит и
исповедь при духовном брожении сердца: она выкапывает и исторгает
тайные и
дурные страсти, и делает его приготовленным к принятию священных семян
и
благоприятным для плодоношения и возделывания добродетелей».
Необходимость
исповеди для врачевания человеческой души от порочных страстей и
наклонностей
неизбежно должна приводить к мысли о необходимости окормления
у духовника, который, по мысли прп.
Иоанна Лествичника,
является Моисеем, выводящим из духовного
плена. О важности иметь духовника как раз и говорит свт.
Григорий: «Поэтому
необходимо, чтобы каждый из вас имел
духовного отца и приступал к нему с доверием, и смирял себя пред ним и
открывал
ему свои дурные страсти, и радушно принимая духовное врачевство,
с корнем исторгал из души терния и волчцы грехов, которые каждый из вас
вскормил в себе страстной и любящей наслаждения жизни…»
«Прежде
причащения надлежит через таинство покаяния и исповеди
очистить
себя от всякой скверны грехов, как смертных, так и не смертных, и
исполнить,
что на исповеди наложит духовный отец, соединяя с сим твёрдую решимость
от
всего сердца, всею душею,
всею силою и всем
помышлением служить единому Господу Иисусу Христу и делать одно, Ему благоугодное».
В отношении Таинства святого Причащения свт.
Феофан напоминал о мере для причащения: хотя бы все
четыре поста и двунадесятые праздники. Но эта мера в то время считалась
на фоне
привычного одно-двухразового
говения
и Причащения достаточно частой. Тем не менее
святитель пишет: «Причащение
– великое благо. И вы
хорошо бы сделали, если бы устроили почаще
причащаться, – не только в посты, но и между постами».
«О частом
причащении ничего нельзя сказать неодобрительного…
Но
мера в месяц однажды, или два раза – самая верная».
Указывая на важность
частого причащения, святитель Феофан напоминает о важности внутренней
подготовки к принятию Самого
Христа. Этой подготовкой
являются говение,
исповедание грехов духовнику,
«твёрдая решимость не уступать греху». Свт.
Феофан
подчёркивает, что без исповеди причащаться является грехом, и недозволено
так поступать христианину: «Чтобы
не было в
грех (Святое Причастие), надо грехи очистить покаянием и, приступая,
–
приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца… Главное
же – иметь желание и
ревность угождать Богу, а не себе».
Мы
в Евхаристии
причащаемся истинных Тела и Крови Христа Спасителя, и Церковь Христова
о ней
никогда не учила как о символах Тела и Крови Господа.
Недостойно
причащающийся, то есть не очистивший свою совесть от пороков и грехов,
делается
преступником против Тела и Крови Христовых, такой вновь закалает
Христа. Прежде
чем приступить к Божественной трапезе, необходимо
«испытать и внимательно исследовать, достоин
ли
святого Причастия». Это испытание состоит в очищении совести.
Для этого
человеку необходимо «покаяние в грехах, и положить твёрдое
основание больше не
грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель».
Недостойное
же причащение, то есть без должного приготовления и полного
сердечного раскаяния,. навлекает
на человека осуждение
и гнев Божий. Свт.
Игнатий подчёркивает: «Несознающий
своей греховности,
своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может
уверовать во
Христа, не может быть
христианином».
«Только при
посредстве
покаяния можно принять Евангелие, усвоить Евангелие».
«Достойное
причащение Святых Таин возможно только при постоянно благочестивой
жизни, или
после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного
оставления её,
засвидетельствованного и запечатлённого принесением покаяния по
наставлении
святой Церкви».
«Величие
таинства (причастия) возлагает на нас
соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши
представить в жертву живу, святу,
благоугодну
Богови».
Иоан.6:53
– “Иисус же
сказал им:
истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и
пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни”.
Лук.22:19 – “И,
взяв
хлеб и благодарив,
преломил и подал им, говоря: сие
есть тело Моё, которое за вас предается; сие творите в Моё воспоминание”.
1Кор.11:24-25 – “и,
возблагодарив,
преломил и
сказал: приимите,
ядите,
сие есть Тело
Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после
вечери,
и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда
только
будете пить, в Моё воспоминание”.
Теснятся
все к
Тебе во
храм,
И все с коленопреклоненьем
Тебе
приносят фимиам, Тебя
гремящим славят пеньем;
Я
одинок
в углу стою, Как жизнью,
полон я Тобою,
И
жертву тайную мою Я
приношу Тебе душою.
1821.
В.А.Жуковский