Вопрос
729: 2
т.
Почему
при совершении крестного знамения движение рукой делаем сверху вниз, а
потом справа налево, а у католиков слева направо?
Ответ:
Есть
несколько толкований. Сверху вниз – это вертикальный столб,
закопанный в землю. Означает гнев Божий, сходящий с неба на людей за
злые их дела. Поперечная черта означает милость, распростертие рук
Христа на перекладине. Он принял на Себя «возмездие
за грех – смерть» –
Рим.6:23, а мы скрываемся под
Его руками, с верою прибегая к Нему. При совершении крестного знамения, полагая
персты на лоб говорим слова:
«Господи…», т.е. «Ты
– Господь, Глава всему, Глава Церкви». Переносим на
чрево (пуп): «…Иисусе
Христе…», т.е. «это имя Ты получил родившись,
пройдя через чрево девы Марии». После этого руку переносим на
правое плечо: «…Сыне Божий…»,
т.е. после вознесения на небо Он воссел одесную престола величия Отца,
как равнопоклоняемый.
И перенося
руку на левое плечо говорим:
«…помилуй мя, грешнаго»
(точно на плечо, а не ниже, как обычно делают все, даже священники и
архиереи и патриарх, радуя этим демонов), «помилуй меня
грешного от стояния на левой стороне». Иоанн Златоуст:
«Небрежному маханию руки радуются бесы». Большую,
просто страшную ошибку делают те, кто руку со лба переносят на грудь,
не донося ее до живота, так что получается если
схематически изобразить крест – нижняя часть креста более
короткая, чем верхняя, т.е. перевернутый крест, чему бесы только
радуются: на всех своих шабашах колдуны подвешивают распятие вниз
головой и таким перевернутым крестом знаменовалась практически вся
Русь, ибо так научали ее в учебниках, издаваемых по благословению
Синода. Кажется нет
ничего проще, даже и ума никакого не надо, чтобы правильно совершить
крестное знамение, но и здесь умудрились буквально наворочать в каждом
взмахе, движении ошибку на ошибку, и в этом вина только священников,
которые сами правильно не совершают крестного знамения и других не учат.
Кроме
того, сначала нужно до конца совершить крестное знамение, а потом
начинать поклон, иначе получается «ломаный» крест,
и поклон совершать так, чтобы опустив
руку, можно было достать до пола. Обо всем этом писали в
«Троицких листках» еще в царское время.
Если
разобраться до конца, учитывая, что эта молитва есть просительная, то
самое главное в изображении крестного знамения есть именно перенесение
руки на левое плечо. Первые три прикосновения не выражают никакой
просьбы, но подтверждают догмат нашей веры. Вся просительная сила,
напряжение молитвы как раз и сконцентрирована в словах
«помилуй, пощади», чтобы не оказаться с диаволом на
левой стороне. В этом вопль просительной Иисусовой молитвы.
И как раз левое плечо, как пораженное, не допускает до себя
прикосновения перстов при неправильном осенении.
Кто не допускает, кто этого боится? А левого плеча касаются единицы,
почти все священники крестятся как проходимцы возле церкви.
Католики
всё точно также объясняя вначале
касаются левого плеча, а потом правого, говоря так: «Меня,
стоящего с левой погибельной стороны, переведи на спасительную
правую», полагая все пять перстов, обозначающих пять ран
Иисуса.
|