Вопрос
742: 2
т.
У
католиков святые изображены в основном не на иконах, а в виде
скульптур.
Мы, православные, должны считать их святынями или идолами? Вернее так:
с точки зрения православных как это выглядит?
Ответ:
В
вопросе разрешения возникающих осложнений с кем-либо лютейший тиран
(Сталин) выразился так: нет человека, нет и проблемы. Я ссылаюсь на
совершенно неавторитетную для христиан личность и пытаюсь извлечь из
этого драгоценное. Иер.15:19 –
«На сие так сказал
Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять
пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного,
то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты
будешь обращаться к ним».
Эту
мысль предвосхитил Нерон. Когда ему говорили: «Подумай, что
скажут о тебе потомки за твое несправедливое преследование
христиан», он ответил: «Я уничтожу их всех, и
потомки вообще не будут знать, что были какие-то христиане».
Не посчитайте эти данные отвлеченными от вашего вопроса, но мы,
сегодняшние христиане, сами искусственно создаем себе многие и
неразрешимые вопросы (как говорят «проблемы»
– не люблю это слово). Если бы была глубокая, истинно
духовная вера, жизнь в Боге, как у Адама до грехопадения, то не было бы
никакой нужды ни в иконах, ни в скульптурах. Мы потеряли реальность
жизни во Христе, Он всего лишь в воображении, а нужно, чтобы Он был в
нас, мы жили в Нем. Если жених постоянно с невестой, то зачем ей
скульптуры и портреты его? Если бы сейчас подробно составить список,
каталог всего, что случилось, произошло, все жертвы, потрясения, войны
за иконопочитание, мы бы ужаснулись и не поверили. Не было бы икон и
скульптур – не было бы и этих забот. Сегодня искусствам
художников уделяется больше внимания и надежд, чем проповеди, чем
крещению Духом Святым. Сам
по себе вопрос говорит о полной недуховности, вплотную придвинувшей
человека к идолопоклонству. Изображение
икон. На чем? На каком материале? Для старообрядцев: только на дереве и
на железе, хотя изображение может быть и на воде, и на воздухе
(голография). Наука показывает сегодня безграничные возможности в этом
направлении. Здесь тоже бесконечные вопросы: как это принимать, как к
этому относиться. Нам нужно плакать день и ночь из-за того, что мы
потеряли Христа, удалились от Него, и теперь балуемся картинками и
статуэтками, решая, что лучше, и как к ним относиться. Малые,
неразумные и безумные дети. «Царь небесный, Утешитель, Дух
истины, приди и вселись в нас».
Когда
Господь выводил Петра на вселенскую проповедь, то Петр обернувшись,
то есть отклонив взор от Иисуса заботится о продолжении прежней
привычной дружбы с Иоанном и восклицает: «Господи, а он
что?» И Господь ставит всё на место: «Что тебе до
того, ты иди». Что тебе до скульптур и икон, ты постоянно
молись: «Ей, гряди Господи Иисусе!» Откр.22:
17, 20 –
«И Дух и невеста
говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть
приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. Свидетельствующий сие
говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»
И скульптура и
икона в равной степени не приближает нас, а отвлекает, когда есть
глубокая и горячая вера и связь с Иисусом. Но если этого нет, то
никакие костыли не помогут тебе бежать на ристалище жизни. 1Кор.9:24 –
«Не знаете ли, что
бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите,
чтобы получить». У
Симона Петра, этого камня веры, была слабая память, он часто повторял
одни и те же ошибки, то есть он такой же как
мы, и поэтому так дорог, близок и понятен нам. Когда он шел по волнам ко Христу,
то волны для него были крепче нашего асфальта, но когда он отвел взор в
сторону от Христа, то тут же стал захлебываться в волнах. Смотрите
прямо на Иисуса, и эти вопросы о скульптурах никогда не возникнут.
Любите не скульптуры и иконы, а Иисуса. Хорошо нам быть с Иисусом на
Фаворе, но не с иконой и не со скульптурой.
|