Вопрос
912: 3
т.
Блаженная
Феодора получила спасение только по добродетелям Василия Нового.
Как можно так служить святому и тоже заслужить такую же милость на суде
Божием ?
Ответ:
О
том, что помогать верующим и неверующим – это не одно и то
же, говорит вся Библия. Мф.10:42 –
«И кто напоит одного
из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю
вам, не потеряет награды своей». 4Цар.4:8-17 –
«В один день пришел Елисейв Сонам.
Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни
проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему:
вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно,
святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там
постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к
нам, пусть заходит туда. В один день он пришел туда, и зашел в горницу,
и лег там, и сказал Гиезию,
слуге своему: позови эту Сонамитянку.
И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей:
«вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно
ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?» Она
сказала: нет, среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать
ей? И сказал Гиезий:
да вот, сына нет у нее, а муж ее стар. И сказал он: позови ее. Он
позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое
время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин
мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною
и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей». Лк.8:3 –
«И
Иоанна,
жена Хузы,
домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему
имением своим».
В
третьем томе творений святого
Иоанна Златоуста из его писем
к диакониссе Олимпиаде
узнаём, какую пользу она оказывала святителю своею заботой, и какая
ждет ее за это награда. Я не согласен с выражением «по
добродетелям Василия Нового». Каждый получит по своему труду,
а не по чужим добродетелям. Это совершенно неевангельское выражение.
Тот, кто писал это житие, похоже, мало знал Евангелие. Гал.6:5 –
«Ибо каждый понесет
свое бремя». Подобные
выражения послужили фундаментом католическому учению о сверхдолжных заслугах
и были фундаментом для продажи индульгенций. Это исключительно опасное
выражение в данном житии, и мы его принять не можем. Оноантиевангельское.
Вы специально не ищите таких людей, иначе, очаровавшись, быстро
разочаруетесь. И, как правило, такие люди, немного послуживши в доме
священника, многое в нем найдут отрицательного и сделаются поносителями
его и его семьи. Пользуйтесь тем, что есть под рукой, наведите порядок
в своей семье. Сумейте увидеть Христа в тех, кто рядом с вами. А то
получится, как в рассказе о посещении Христа: всё ждала Христа в венце
и всех от себя отгоняла. И осталась без Христа.
Вопрос
913: Почему
в Ветхом Завете можно было праведнику Давиду так зверски убивать? Но
было же и «возлюби ближнего своего...».
Ответ: На
многие «почему» ответ не был получен ни в Ветхом
Завете, ни в Новом, а будет открыт, быть может, только в вечности. Вопрос
решался чисто по-сталински:
нет человека – нет проблемы. Никто никого не уговаривал, не
убеждал, не агитировал. Заповедь «люби ближнего»
требует очень большого напряжения для своего исполнения. Такого закона
нет в природе ни у птиц, ни у зверей, ни у рыб, ни у насекомых. Всюду
действует закон выживания, право сильнейшего, и это всюду, и даже в
растительном мире. Заповедь же возлюбить врага есть извращение
нормального, поступательного движения, развития мира в природе. Человек
– частица этого мира. И только тогда, когда дух
«вспоминает» о своем родстве с Богом, перерождается
в Его образ, тогда он соприкасается с этой заповедью. Притом, слово
«возлюби» имеет очень одностороннее значение:
сделай его подобным себе. Рим.12:20 –
«Итак, если враг твой
голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты
соберешь ему на голову горящие уголья». Сир.6:17
– «Боящийся
Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и
друг его». Сир.27:9 –
«Птицы слетаются к
подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней».
И сколько бы мы ни говорили о любви к врагам, и о любви именно в тот
момент, когда они открыто враждуют
против нас – выполнить это повеление невозможно без насилия
над самим собою, это вершина преображения духа в Фаворском свете
Христа, в этом мы делаемся чадами света. Лк.23:34 –
«Иисус же говорил:
Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая
жребий».
Довольным
быть –
какое это благо –
Приобретенье
на пустой желудок: 1
Тим.6:6
Не
купленное мужество, отвага,
В
любое время уходящих суток.
Мой
рост, моё обличье не спасуют
В
знакомствах, на работе и в быту.
Приемлю
всё, ничем не комплексую,
И
не завидую ни льву и ни быку.
Здоровья
моего вполне хватает
Прославить
Искупителя тотчас.
Я
не скажу, что жизнь моя святая –
Могло
быть хуже для меня, для вас.
Другие
посягнули на иное,
На
не принадлежащее никак.
Пример
мне – Иов: пепелище с гноем,
И
через день всухую, натощак.
Всегда
передо мною потерпевший Деян.27:41
В
расколотом о скалы корабле;
На
костылях, с поклажей, только пеший –
Не
претендуй на званье королей.
Я
не достоин слабого дыханья,
А
горсть муки мне – щедрая подачка. 3
Цар.17:12
По
милости ложусь возле лохани,
Считая
всё за даровое счастье.
За
всё благодарю, сжимая зубы, 1
Фес.5:18
Распаханную
спину распрямив. Пс.128:3
Огонь
и воду, оркестрантов трубы,
Пороги,
водопады у стремнин.
На
эту землю, в жизнь-командировку,
Господь
послал на испытанья срок.
Считая внешнее неважным
– упаковкой,
Все
сейфы с золотом – железный гроб.
Благодарю, насыщенный довольством,
Ненасытимо к
Библии припав.
Руковожу,
что есть – своим посольством…
Без
ропота уйти, не во грехах.
30.6.02.
ИгЛа
|