Вопрос
3051: 16
Т.
У
последних святых перед революцией было ли ощущение, что нет никакой
святой Руси, а грядёт беда за языческую
жизнь ?
Ответ:
Совсем
близко к революции был Иоанн Кронштадтский. Но у него о том только
проблески, а он плыл в своей славе, в богопочитании от народа и был
чрезвычайно двойственным. Один на молитве и когда вставал, он как бы и
не он, а его двойник выходил к народу. И удивительнее всего, что этого
не видели окружающие и не видят сегодня его почитатели.
Иеромонах
Михаил, доцент С-Петербургской духовной академии. «Святой
праведный Иоанн Кронштадтский». Полная биография с
иллюстрациями. (77 фото).
Москва 1999. От издательства. Архиепископ Лавр, председатель фонда
св.прав. Иоанна Кроншт. 398 стр. 5.000 экз.
Стр.16.
«В семинарии о. Иоанн был старшим над архиерейскими певчими.
Эта должность – над самой некультурной, пьяной и распущенной
в прежнее время частью бурсы – едва не сгубила даже Ивана
Ильича. Его спасла огромная любовь к матери и помощь Божия.
Стр.26.
Одно время твёрдо сложилось у Сергиева решение идти в глубь северной
Сибири и Америки
к неведущим Христа, постричься в монашество и поступить в миссионеры.
Но мало по малу с этим решением вступили в борьбу новые мысли. Сергиев
не мог не заметить, что рядом с ним не менее язычества, чем в Африке;
он видел, что «дикари» Петербурга знают Христа не
больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии.
Стр.40.
Он стал читать Писание и как читать: не всякий читает эту книгу книг
одинаково; и о.Иоанн читал не так, как мы. Св.Писание книга не обычная:
его нужно читать, проникая в глубины его до конца, до дна. И о.Иоанн,
по собственным словам, годами «учился» читать Священное
Писание, перечитывал страницу за страницей, стараясь вникнуть во все
оттенки смысла… он десятки
раз перечитывал святые
страницы, и конечно, каждый раз, находил действительно новое золото в
богатых рудниках Евангелия, хотя оно ему уже давно и знакомо до слова
наизусть… Когда будешь надлежащим образом смотреть на Слово
Божие и читать его, то увидишь, как закипит в душе твоей святое
стремление ко всему истинному, прекрасному и доброму, или, говоря языком
богословским, – к богоподражанию, так как Бог есть высочайшая
истина, красота и добро.
Стр.44.
Он чувствовал с
большой глубокой болью падение внимания к службе церковной,
усиливающееся равнодушие ко Христу и не склонен был обвинять в том
одних слушателей. Нет, тут были виновны и совершители.
49.
Жили посадские в землянках. Здесь семилетний развратен и вор.
68-9.
Обвиняли о.Иоанна и в основании какой-то небывалой секты, упрекали в
небрежном будто бы отношении к своим обязанностям, в извращении Св.Писания.
Мало того, стремились доказать, что почтенный пастырь разрушает
семейные узы и кичится своими благодеяниями. В
1892-93 году по поводу одной типографской обмолвки (напечатано о св.
Троице, вместо «единство существа»,
«единство существ») и одного неточно понятого
богословского термина, о.Иоанна стали упрекать даже в неправославии, и
он смутился. Боялся, что этот вызвавший недоразумение повод вызовет
смуту, подорвёт доверие к его пастырству: «Меня хотят лишить
доверия России». Рим.3:12 –
«все совратились с
пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Пр.14:34
– «Праведность
возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов». Ос.11:7 –
«Народ Мой закоснел в
отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается
единодушно».
«Никто
не выживет в проклятой кутерьме»,
–
То
реформисты лезут, то фашисты.
Казалось,
переморят всех в тюрьме,
Уж
столько туч с утра на нас нависло.
Но
милостью Творца к презренной твари
Откуда-то
цунами с сочной рыбой.
Хлебы
умножатся и вскиснут на опаре,
Сама
акрида будет в рот к нам прыгать.
Из
безнадёжности вдруг выплывут псалмы,
Глухонемые
арфы оживают;
В
небесный град, в святой Иерусалим
Мы
ставим вехи, часто без названья.
Свой
опыт оглашенным отдаём,
Бог
Иегова ждёт – нас пусть дождётся.
Авансом
многое дарует и взаём,
Не
залежится дар и пусть не станет чёрствым.
Гимн
слышится, как тает по весне,
Уносит
мусор, праздников останки.
Ей
за безделье некогда краснеть,
Оправдываться,
как попы, по-хамски.
Евангелие
строки воплотить,
Распахивать
и сеять повсеместно,
При
изобилье сохранить посты,
При
голоде в чужое не залезть бы.
Не
выживали – жили нарасхват,
Востребованы
были ежечасно,
Вещали
о Христе: «За нас Он был распят!»
Распространяли
Библию – не басни.
Вы
видите сады, пруды, строенья –
Заложено
всё было в перестройку;
Маяк
на камне, в штормы не накренит,
Не
опровергнет враг единой строчки.
Живой,
уже к умершим вопию,
К
хулителям, к зверью из коммунистов:
«Ваш
презираемый, готовлю вам приют,
Раскаявшихся покажите
списки!» 22.03.06.
ИгЛа
|