Вопрос
3675:
24 т.
Как
сегодня католическая церковь относится к евреям
и что говорит о гонениях на них в прошлые века?
Ответ:
Папы
неоднократно приносили слова покаяния евреям и осуждают гонения. Было
бы это от души и сердца!
«Только отход от
подлинно христианского разумения новозаветных текстов, от
вероучительных концепций, содержащихся в посланиях Апостола Павла, мог
привести к антииудаистской интерпретации Нового Завета. Следует
отметить, что уже в I веке после Рождества Христова, одновременно
возникает и враждебное отношение евреев к христианам, особенно среди их
религиозной и политической элиты. Из Иерусалима изгоняют обращённых в
христианство евреев, в том числе святого Апостола Петра; казнят как
еретиков: первомученика Стефана, обоих Иаковов и Варнаву. Апостол Павел
обязан своим соплеменникам бичеванием. Аресты христиан, угрозы смертью,
доносы на них римским властям - свидетельство этой вражды. Даже
нероновское гонение на христиан было инспирировано евреями. С
другой стороны, известна симпатия к ученикам Христа фарисея Гамалиила и
равви Елиезера. Евреи укрывали спасающихся от преследований христиан в
синагогах, хоронили тела христианских мучеников на своих
кладбищах… Поэтому евреи, как народ, проклятый и наказанный
Богом, свидетели, помимо своей воли, истины христианства - должны быть
обречены на «унижающий
их образ жизни» (бл. Августин), на «суровое
милосердие» (Мартин Лютер). Начиная от враждебного
по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 г.) влияние
Церкви в мире всё более возрастало. Всё более возрастало и
«обучение презрению» к евреям. В свою очередь это
приводило к их социальной дискриминации, к кровавым преследованиям, к
еврейским погромам, совершавшимся христианами с благословения Церкви, в
том числе погромам, инспирировавшимся непосредственно Церковью. В 1096
г. начался Первый крестовый поход. Целью его было освобождение от
«неверных» Святой земли, Гроба Господня. Начался же
он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую
роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда
погромщиков-крестоносцев. IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от
евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в
особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным. В
странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять
точно такие же унизительные установления. В XVI веке сперва в Италии
(папа Павел IV), затем и во всех странах Европы были созданы
обязательные для поселения евреев резервации – гетто. Гетто,
в котором жили исключительно евреи, отделяло их от остального
населения. Свирепствовал в эту эпоху и клерикальный антииудаизм.
Отражался он прежде всего в церковных проповедях. Большая вина за это
лежит на доминиканском и францисканском монашеских орденах. Ещё более
мрачной страницей в истории католической церкви была инквизиция.
Она преследовала не только
«еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и
обращённые (насильно) в христианство евреи, христиане, возвращающиеся
(нелегально) к иудаизму, и еврейские миссионеры. Весьма далёкими от
духа проходящих ныне были тогдашние так называемые
христианско-еврейские «диспуты». Участие в них было
принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением, или
кровавыми расправами (убиты были тысячи евреев), конфискацией
имущества, изгнанием, сожжением святых книг, полным уничтожением целых
еврейских общин. В Испании,
перепуганной
тем, что многие знатные дворянские фамилии породнились с евреями,
принявшими христианство, были введены чисто расистские законы
«о чистоте крови». К счастью, нашлись христиане, со
всей решительностью выступавшие против этих попирающих христианское
вероучение порядков. Среди них были святойИгнатий
Лойола (1491-1556)
- основатель ордена иезуитов и святая Тереза де Авила. Святая Тереза
деАвила (1515- 1582) была подобно благословенной сестре Терезе
Бенедикте (Эдите Штейн) - (1891-1942) и еврейкой и
монахиней-кармелиткой (с той разницей, что Терезе удалось живой
вырваться из рук «святой инквизиции», а Эдита
погибла в гитлеровском лагере смерти Освенциме). Церковь и светские
власти в эпоху средневековья, постоянно и активно преследуя евреев,
действовали как союзники в тесном единстве. Правда, некоторые папы и
епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Христианство наконец
отреклось от самой древней ереси, какой является антисемитизм. Этим я
не хочу сказать, что евреи никогда не давали никаких поводов,
способствовавших деятельности антисемитов. Можно назвать, например, их
активное участие в коммунистическом движении, в преступлениях
тоталитарной власти против польского народа. Правда, это были евреи,
совершенно оторвавшиеся от своего народа и его религии…
Можно
добавить еще, что антисемитизм
- это предательство христианской веры, поражение
христианской надежды, смерть христианской любви. Он
является грехом, и грехом смертным. «...Церковь, осуждающая
все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями
наследие и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью
по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях
антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были
направлены против иудеев» (Второй Ватиканский собор 1962-1965
гг.: «Декларация об отношении церкви к нехристианским
религиям», § 4). «Духовные связи и
исторические взаимоотношения, связывающие церковь с иудаизмом, делают
само собой разумеющимся полное неприятие антисемитизма, как
противоречащего духу христианства. Антисемитизм и дискриминация в любых
формах несовместимы с достоинством человеческой личности, и этого уже
достаточно, чтобы их решительно отвергнуть»
«Антисемитизм и все другие разновидности расизма суть
«грех против Бога и человечества» и вместе с ними
должен быть отвергнут и осуждён» – Иоанн Павел II. Ксендз
Михаил Чайковский. Пс.43:15
– «Ты сделал нас притчею между народами, покиванием
головы между иноплеменниками». Иер.23:2 –
«Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям,
пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели
за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь».
Иез.36:19 – «И Я рассеял их по народам, и они
развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их».
«Что,
я сторож брату моему?!» –
Буркнул,
пряча руки, первый Каин;
Всё
равно, мол, люди не поймут,
Зубы
пожелтевшие оскалил.
Хуже
безразличья лишь обман
С
умыслом, что не дознаться людям;
Против
ближнего виновны, и весьма,
На
словах же, как артисты, любим.
Безразличие
к себе, к стране повсюдно,
Нет
огня, старания гореть,
Значит,
бед пришедших не избудем —
И
не избежать грядущих скоро впредь.
До
всего, что рядом и вдали
Дело
есть живому человеку.
Совесть
пробуждённая велит
Как-то
обиходить бы калеку.
Там
слепец вот-вот шагнёт к ущелью,
Здесь
ребёнок перелез ограду;
Если
в силах, помоги хоть чем-то,
Сколько
тех, кого закон ограбил.
Безразличье
с жиром на мозгах,
Лень
души, нечувствие к страданьям.
Потрудись
— и Бог тебе воздаст,
С
сострадательностью сами лучше станем.
Смотрим
ли кино, читаем книгу,
Если
видим доброту сердец;
Что
кого-то горе там постигло –
Может
то случиться с нами здесь.
То,
чему там хлопали в ладоши,
Будет
ли для нас с рукоплесканьем?
Бог
одарит в вечности хорошим,
Рядом
с добротой и падший лучше станет.
Грех
ужалил тысячи несчастных,
Помоги
взглянуть им на Христа;
Суд
грядёт и с нас ему начаться –
И
от безразличья поспеши отстать. 07.02.07.
ИгЛа
|