Вопрос
4027: 29
т.
О
числе зверя и печати столько толкований. И, видимо, перед самым
исполнением сего пророчества, уже более зримо будет видно, что это
означает. Есть ли более современные
толкования, чем из 4-го века
?
Ответ:
В
нашем трёхтомнике “Нового Завета” даётся подробная
информация по
этому вопросу в толковании на Апокалипсис.Но есть и совсем близкие
мнения. “Не бойся
ничего, что тебе надобно претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из
среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь
скорбь… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” - Откр.2:10.
“Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил
венца твоего” – Откр.3:11.
Священномученик
Дамаскин, Епископ Черниговский и Глуховский-Стародубский, в книге
“Печать Христа и печать Антихриста” писал о числе
зверя: “Не следует думать, что с явлением Антихриста каждый
согласится с его философией. Те, кто не сделают этого, будут
соблазняться желанием просто сохранить себя, свои институты, своё
положение и власть. Святые отцы объясняют, что печать Антихриста не
будет поставлена на чело и руку одновременно, но на чело или руку (Откр.13:16).
Согласно Андрею Кесарийскому, те, кто получит её на чело, разделят мышление Антихриста,
в то время как принявшие её на правую руку, признают силу
его деяний (власть),
обманываясь, поверив, что это можно сделать, если “только
остаться христианином в своей душе”. Иными словами, принять
“начертание на чело”, т. е. “разделить
мышление Антихриста”, значит – признать его
“богом”. Это именно и сделает неправославная часть
человечества и такие откровенные отступники от Православия, экуменисты,
как патриарх Константинопольский Афинагор, заявивший в 1968 году:
“Мы должны молиться и бороться за то, чтобы Иерусалим стал
местом диалога и мира. Чтобы вместе приготовить путь для возвращения
Иисуса, махди ислама, Мошиаха Израиля, Господа нашего”.
Однако же большинству православных христиан это невозможно: вот тут-то
и понадобится “начертание на правую руку их”.
Священномученик Дамаскин не случайно обращает внимание на то, что Св.
Апостол не пишет: “на руку и чело”,
но “на правую руку их, или на
чело их”. Притом добавляет: не на любую руку,
но именно на правую.
Почему?
Откровение
святым Апостолом Иоанном Богословом было написано почти две тысячи лет
назад. Эта книга очень символическая: в ней много символов
прикровенных, сокрытых от нас, обычных людей, но впоследствии
разъяснённых нам святыми отцами в Толкованиях. Но есть в ней символы,
вполне понятные человеку того времени. Одним из таких символов и
является “правая рука”. В книге пророка Захарии
описан интересный случай: “И
показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом
Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы
противодействовать ему” (Зах.3:1).
Следуя разъяснению
Толковой Библии издания 1908 г., Иисус – Первосвященник,
властью Которого приносились жертвы очищения грехов ветхозаветного
народа. Сатана, стоящий “по правую руку его, чтобы
противодействовать ему”, пытается лишить Первосвященника Его
власти и права ходатайствовать пред Господом за народ,
“восставая против решения Господа возвратить Свою милость
согрешившему народу Израиля” (Том
VII, стр. 397).
На
православных иконах, изображающих картины Страшного суда, праведники
всегда стоят по правую руку Спасителя, имеющего власть “судить
вселенную по правде, совершать суд над народами по правоте”
(Пс.9:9).
Не случайно в славянском языке слова “правый, правда,
правая” обозначают “правильный,
праведный”, а в конечном итоге - Православный. Правая рука у
всех без исключения древних народов была символом власти.
На это именно и хотел обратить внимание Священномученик Дамаскин в
толковании “печати Антихриста”:
“принявшие её на правую руку признают силу его
деяний”, т.е. власть. А это значит, что для официального сохранения,
“спасения” Церкви от закрытия и уничтожения, для
спасения собств. жизни, имущества и т. д. вовсе не нужно будет
признавать Антихриста “богом”: необходимо только
признать власть Антихриста; большего
от православного христианина требовать не будут.
Преподобный Лаврентий Чергниговский в пророчествах о времени Антихриста
говорил, что в то время “церкви будут, но ходить
православному христианину в них нельзя будет, так как там не будет
приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа”. Т.е. институты
официальной Церкви: патриаршество, епархиальные управления, открытые
храмы и т. д. сохранятся, “все храмы будут в величайшем
благолепии, как никогда”, будут совершаться все православные
обряды, в том числе и Литургия, но “Безкровная Жертва
приноситься не будет”. Хлеб и вино не
пресуществлятся в
Тело и Кровь Христовы, но останутся хлебом и вином.
И
вот здесь, во всей своей сложности и принципиальности, встаёт вопрос о
власти: всякая ли
власть от Бога? Сергианствующая Московская патриархия учит однозначно:
да, даже если эта власть богоборческая. А значит, любую власть
нужно принимать и ей покоряться… Последние 80 лет русской
истории – практическое утверждение этого учения. Отсюда
– лишь один шаг к признанию Антихриста: в то время,
– как и в годы советской богоборческой власти, –
тоже многие (большинство) иерархи и духовенство, чтобы сохранить свою
жизнь, “спасти” Церковь и пр. признают власть Антихриста
законной и таким способом поклонятся ему. И в этом смысле кровавое,
богоборческое, жестокое избиение православных (и попытка полностью
уничтожить Православную Церковь) бесовкой советской властью было лишь предзнаменованием,
подготовкой, репетицией того, что давно уже “близ есть, при
дверях” (Мф.24:33).
Однако учение святых отцов о власти иное: “самое дело
(разумею власть) установлено Богом, чтобы общество не пришло в
расстройство. Но, если какой злодей беззаконно восхитил эту власть, то
не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему,
или изблевать всё своё лукавство, как фараон, и в таком случае понести
крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость,
как царь вавилонский уцеломудрил иудеев” (Св.
Исидор Пелусиот), т.е.
существует власть, данная Богом,
но существует и попущенная Богом
за грехи людей. Отсюда вполне ясно, что православные христиане обязаны
повиноваться только законной власти, и подчиняться только тем законам и
постановлениям, которые согласны с Божественной волей; в противном
случае они должны, по примеру святых Апостолов, слушаться больше Бога,
чем людей (Деян.4:19);
а по примеру Самого Спасителя, христиане должны быть послушны Господу,
как и Он Богу Отцу, даже до смерти (Филип.2:8).
Ещё более принципиальным для христианина является ответ на вопрос: что
есть Церковь, и может ли грешный человек своими немощными силами
“спасать” Церковь? В этом ответе – сила
нашей веры. Ответ однозначен: Церковь есть благодатное, мистическое
Тело Христово (Богочеловеческий организм, по выражению А.С. Хомякова),
и не мы призваны “спасать” Церковь, но все
мы спасаемся
в Церкви и Церковью.Церковь
непобедима (Мф.16:18),
как и Сам Христос – Её и наш единственный Глава,
Защитник и Спаситель.
И
вот здесь уместно задать вопрос: почему именно в России, Русской Церкви
попущены в ХХ ст. такие жестокие испытания? В чём смысл таких
испытаний? “Кого
люблю, тех обличаю и наказываю”
(Откр.3:19),
говорит Господь, и нет сомнения, что наши деды и прадеды тяжко
согрешили пред Господом. Но только ли причина в этом? Такой однозначный
ответ был бы слишком простым и ничего не объясняющим. По мнению многих
святых новомучеников и исповедников Российских, ответ на этот вопрос
нужно искать в XVII главе Откровения Св. Апостола Иоанна: “и
я увидел жену, сидящую на звере багряном (в
славянском переводе, “червлене”, т.е. красном
– авт.), преисполненном
именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена
облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными
камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную
мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя:
тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. И я видел,
что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и,
видя её, дивился удивлением великим”
(Откр.17:3-6).
Многие толкования под выражением “вавилонская
блудница” понимают т.н. “церковь
лукавнующих” или “церковь-блудницу”. Т.е.
ту часть Православной Церкви, которая, ради сохранения своего
официального, легального положения, проявит лояльность к власти
Антихриста, признает его власть. К такому выводу, в частности, приходит
свт. Феофан Затворник в Толковании на 2-е послание к Солунянам:
“Будет часть и содержащих истинную веру (помимо
многочисленных еретиков и сектантов – авт.), как она передана
св. Апостолами и хранится в Православной Церкви, но и
из этих немалая
часть будет только по
имени православными, в сердце же
не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний
век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду
будут видны храмы и чины церковные,
но всё это одна видимость, внутри
же отступление
полное. На этой почве
народится царство антихриста – и возрастёт в том же духе
видимости”. Излишне напоминать, что под христианами свт.
Феофан подразумевал только христиан православных.
Выдающийся
русский богослов, священномученик Архиепископ Иларион (Троицкий)
в одном из писем, написанных им в ноябре 1927 г. из Соловецкого
концлагеря, так объясняет этот текст Откровения: “И как было
не дивиться св. Тайнозрителю, когда он узрел пред собою преображение
“жены, облечённой в
солнце”, “имевшей под ногами луну и на главе венец
из двенадцати звёзд” (Откр.18:2)
в “мать блудницам и мерзостям земным”,
“упоенную кровью святых и кровью свидетелей
Иисусовых”! Не видим ли мы нечто подобное собственными
глазами? Не проходят ли перед нами события, невольно приводящие на
память духовные созерцания Новозаветного Тайновидца? Сопоставьте
приведённые выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших
живоцерковников и обновленцев! Не приложимы ли они к ним, вплоть до
мелочей? Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смысле,
представляются события последних дней, связанные с именем митрополита
Сергия. Значительнее, хотя бы по одному тому, что усаживается на зверя
багряного с именами богохульными не
самочинная раскольница, а верная
жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо
не осквернённого предварительным отступничеством. В этом главная,
жуткая сторона того, что совершается сейчас на наших глазах, что
затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви Божией, что
неизмеримо по своим последствиям, имеющим міровое значение, ибо таковое
значение принадлежит изначала Церкви Христовой”.
Почему
же предательство Русской Церкви митрополитом Сергием и его Синодом так
категорично рассматривалось большинством святых новомучеников как
измена Вселенской Христовой Церкви вообще? Попытаемся вкратце осмыслить
это. По известному выражению старца Филофея: “Москва
– третий Рим, а четвертому не быть”. Как это нужно
понимать? Почти все без исключения святые отцы Церкви (напр. Блаж.
Иероним, Свт. Иоанн Златоуст и др.) в выражении “тайна
беззакония уже в действии, только не свершится до тех пор, пока не
будет взят от среды Удерживающий теперь, и тогда откроется
беззаконник” (2Фес.2:7-8)
под Удерживающим
міровое зло единодушно
понимают царскую власть, а Святители Филарет Московский, Феофан
Затворник и Игнатий (Брянчанинов)
под Удерживающим понимают власть Православного Русского Царя. После
кровавого богоборческого переворота в России в 1917 г. и ритуального
убиения последнего Помазанника Божия, сдерживавшего тайну беззакония,
Русского Царя, Удерживающий из міра (“от среды”)
был взят. Ни Румыния, ни Болгария, ни Сербия, хотя и имели православных
царей, заменить Москву не могли, т. к. такого духовного, политического
и экономического авторитета и влияния в міре не имели. Именно в этом
смысле Москва – третий Рим, а четвертому не быть. Вот почему
только в России могла произойти богоборческая революция, взявшая
от среды Удерживающего и
распространившая своё тлетворное влияние по всему міру. И именно в
России, в ограде Русской Церкви, как первой по
духовному авторитету хранительницы истинного Богопочитания, могла и
должна была, по неизреченному промыслу Божию, зародиться
“церковь лукавнующих”. Как тернии на плодородной
почве, она могла произрасти только на благодатном теле третьего, и последнего,
Рима: “Дети!
последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь
появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее
время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо, если бы они были наши,
то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все
наши” (1Иоан.2:18-19).
Вот
что по этому поводу писал священномученик Иларион (Троицкий):
“послание митрополита Сергия и его Синода не бросило ли
возглавляемую им церковную организацию в омерзительные, прелюбодейные
объятия атеистической, богохульной и христоборной (анти-Христовой)
власти и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте:
изошло это послание не от раскольников-обновленцев и им подобных
отщепенцев и не от еретиков-живоцерковников, а от законной,
канонической, по-видимому православной, иерархии”. В этой
последней строке весь смысл произошедшей трагедии: церковь лукавнующих
произойдёт не из среды еретиков (которые к Церкви не
принадлежат), а из среды
служителей и чад истинной Церкви Христовой. Как часто в жизни злая
мачеха подменяет настоящую мать, так и церковь-блудница подменит собою
истинную Церковь, по всем внешним
признакам ничем
не отличаясь от Матери (“они вышли от
нас, но не были
наши”). Подобный прецедент уже был в истории человечества:
именно первосвященник Каиафа и возглавляемый им Синедрион,
“орган управления” ветхозаветной церковью,
единственной хранительницы в то время истинного Богопочитания, предали
Христа на казнь, совершили страшный грех Богоубийства. Сохраняя внешние
формы истинного Богопочитания (Православия), они давно отреклись от
истинного Бога, потому и не приняли истинного Мессию, ожидая явления
лже-мессии – Антихриста. Размышляя о судьбах Русской и
Вселенской Церкви и о церкви лукавнующих, Свт. Иларион пишет:
“Можно неоднократно усматривать ещё в Ветхом Завете, что одни
и те же пророчества сначала исполняются в малом виде, а потом имеют ещё
другое, высшее
и окончательное исполнение”.
Очевидно, как пред явлением в мір Христа-Спасителя явился Предтеча
Господень Иоанн Креститель, так и перед приходом последнего лжемессии
должен был явиться его “предтеча”. Не был ли таким
“предтечей” богоборческий советский режим,
породивший свою, советскую, сергианскую церковь? И не заключён ли в его
приходе и создании его церкви главный смысл
попущенной Господом “русской” революции? Не явилось
ли исполнение пророчеств святого Апостола Иоанна на России и Русской
Церкви “в малом виде”, за которым последует их
“высшее и окончательное исполнение” уже по всему
міру? Вопросы эти задаём не мы, немощные. Вопросы эти задавали многие
новомученики и исповедники Российские, самой своей жизнью и
мученической кончиной за стояние в Правде Христовой стяжавшие у Господа
“венец жизни” (Откр.2:10).
Вопросы эти задавали и многие отцы-исповедники катакомбной Церкви
Христовой, не признавшие богоборческой власти и порождённой ею церкви
лукавнующих.
“Трудность
настоящего времени для православного человека состоит главным образом в
том, – писал в 1927 г. свт. Иларион, - что теперешняя жизнь
Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя
полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально
применять каноны к
решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя
ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное
чувство, которое указывало бы путь
Христов среди
множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь
поставила вопросы, которые правильно,церковно правильно,
возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и
руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко
осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1Тим.4:2) чрез
примирение, по
правилам, с
ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На
“законном” основании можно и антихриста
принять…”
“Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности,
надвинувшейся по внушению вражьему на нашу Мать, святую Православную
Церковь? Как быть, чтобы не выпасть из её благодатного, спасительного
лона – и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей
на нём блудной жены? Господи, скажи нам путь, которым пойдем!..
– вопрошал священномученик Иларион. “После
сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую.
Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом,
говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница сделалась жилищем бесов и
пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и
отвратительной птице” (Откр.18:2).
“И услышал я иной
голос с неба, говоривший: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать
вам в грехах её и не подвергнуться язвам её” (Откр.18:4).
Ни самая широкая учёность, ни самый глубокий природный ум, ни самая
утончённая естественная мистика не могут дать удовлетворительного
разумения таин Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в
известном смысле, последней тайной
земного бытия Церкви и человечества. Тайной является и вопрос,
естественно возникший при чтении последнего приведённого мною стиха из
Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона. Вопрос о том, когда народ
Божий должен совершить свой выход?” Шумило
В. Дан.7:7 – “После сего видел я в ночных видениях,
и вот зверь четвёртый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него
большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает
ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у
него”.
Блаженством
миротворцев ублажая,
Христос
сынами Божьими таких нарёк.
Нередко
плод незрим до урожая,
Когда
истории земной наступит срок.
Мирить,
похоже, некого в войну,
Пока
не перебьют один другого.
Под
свой режим пытаются согнуть,
Совсем
забыв про Бога Иегову!
Как
развести семейные раздоры,
Мирить
жену и мужа, и детей?
Со
старшим младший неуёмно спорит.
Зло
выплеснуть старается успеть.
Не
только где-то, но и в церкви бунт,
Не
уступает истине неправда.
За
перебранкой действия придут,
Не
в прошлом это, а внутри и рядом.
Кипит
в котле мазутная смола,
Готова
вспыхнуть пламенем вонючим.
Вот
так и ссора доброе смела,
Но
есть ли к миру вожделенный ключик?
Мир
в Рождество Христово был воспет,
О
мире столько сказано Иисусом!
К
нам из гробницы Миротворца след,
Кто
заперт был, тот осмелел,
не трусит.
Без
мира Божия мир человечий хрупок…
Когда
мир с безопасностью восславят,
Весь
мир тогда огромным станет трупом,
И
вспыхнет термоядерное пламя.
Быть
миротворцем – христианский долг.
Дантес
– не ловелас; и Пушкин – не задира.
За
распинателей лишь Он молиться смог,
Иуду
подлого Он устыжает миром.
Блажен
и счастлив
примиривший двух,
В
самом себе премирность пусть усвоит.
Через
Евангелие в сердце слышен стук.
Где
нет Христа, там лишь масоны, гои. 20.09.08.
ИгЛа
|