Вопрос
3816:
26 т.
Видно
ли из поэзии прошлых
веков состояние неудовлетворённости в
обществе или хотя бы в «высшем свете»?
Бедные – те всегда недовольны.
Ответ:
Бедные
ничего не оставили в письменах, а
то могли бы весьма подивиться, что они-то более всего и были благодарны
Богу. А
вот «свет»-то как раз и находился во тьме уныния,
недовольства. Они всё куда-то рвались «посвятить кому-то души
прекрасные
порывы», а сами стонали, ничего путного не создав.
…И
к небу взор поднявши свой,
Они – исполнены печали –
Из
глубины души больной, Души измученной, взывали:
«У
нас на подвиг нету сил!
Исходит сердце наше кровью,
Неравный
бой нас истомил,
Взгляни,
взгляни на нас с любовью!»
С
глаголом мира на устах Мы шли навстречу наших братий,
Откуда
ж их внезапный страх, Откуда этот вопль проклятий?
Услышав
нашу речь, они Мечи хватали и каменья
И
судьям в диком озлобленьи Кричали бешено:
«Распни!»
Ужель
вражду и злобу мы В сердцах людей
воспламенили
Лишь
тем, что больше зла и
тьмы Добро и свет мы возлюбили?
Что
призывали богачей, И сильных мира, и свободных
Не
гнать от трапезы
своей Нагих, и сирых, и голодных?
И
вот, отверженны
людьми, Изнемогли мы в долгой битве.
О
Боже истины! вонми Гонимых чад
твоих молитве!
Сердца
озлобленных
смягчи, Открой слепым и спящим очи,
И
пусть хоть бледные лучи Блеснут в глубоком
мраке ночи!
1861, А.Н.Плещеев
Недавно
воровать Ермолке запретили,
Да
кражи никакой с
него не возвратили.
Ермолка
мой
покойно спит,
На
что ему обед? Уже
Ермолка сыт.
Ермолка мой за плутни не повешен.
А сверх того Ермолка и
не грешен.
Покаялся пред Богом он,
А денег у себя имеет
миллион,
И
златорунный стал ягнёнок
он из волка.
О
небо! Кто же вор, когда
не вор Ермолка,
И
можно ль истину на
свете утвердить,
Коль
можешь ты Ермолку пощадить?
<1760>.
А.П.
Сумароков. Ермолка
– маленькая
шапочка-тонзура у евреев, в виде одной половинки от бюстгальтера.
Лев.19:13
– «Не
обижай
ближнего твоего и не грабительствуй. Плата
наемнику не должна оставаться у тебя до утра».
Ис.33:1
– «Горе
тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и
грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь
опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя».
Почтим
приветом остров одинокий,
Где
часто, в думу погружён,
На
берегу о Франции далекой Воспоминал Наполеон!
Сын
моря, средь морей
твоя могила!
Вот
мщение за муки
стольких дней!
Порочная
страна не
заслужила,
Чтобы
великий
жизнь окончил в ней.
Изгнанник мрачный, жертва вероломства
И рока прихоти слепой,
Погиб, как жил – без предков и потомства,
Хоть
побеждённый, но герой!
Родился он игрой судьбы случайной,
И пролетел, как буря, мимо нас;
Он миру чужд был. Всё в нём было тайной,
День возвышенья – и паденья час! 1831.
Лермонтов.
Ис.14:4
– «ты
произнесёшь победную песнь на царя Вавилонского и
скажешь: как не
стало
мучителя, пресеклось грабительство!»
Втор.17:17
– «и
чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось
сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно».
Евреи
хлеба не
сеют,
Евреи в лавках торгуют,
Евреи
раньше лысеют, Евреи больше воруют.
Евреи – люди лихие, Они солдаты плохие:
Иван воюет в окопе, Абрам торгует в рабкопе.
Я
всё это слышал с детства,
Скоро совсем постарею,
Но
всё никуда не деться От крика: «Евреи, евреи!»
Не торговавши ни разу, Не воровавши
ни разу,
Ношу в себе, как заразу, Проклятую эту расу.
Пуля
меня миновала, Чтоб
говорили нелживо:
«Евреев
не убивало! Все
воротились живы!» Слуцкий
Борис
Втор.28:37
– «и
будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведёт
тебя
Господь».
1Цар.16:14-16 – «А
от Саула отступил Дух Господень, и возмущал
его злой дух от Господа».
1Цар.16:15 – «И
сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя;
пусть
господин наш прикажет слугам своим, [которые] пред тобою, поискать
человека,
искусного в игре на гуслях, и когда придёт на тебя злой дух от Бога, то
он,
играя рукою своею, будет успокоивать тебя».
О,
царь, скорбит
душа твоя,
Томится и тоскует!
Я
буду петь: пусть песнь
моя Твою печаль
врачует.
Пусть звуков арфы золотой
Святое песнопенье
Утешит дух унылый твой И облегчит
мученье.
Их
человек создать не мог,
Не от себя пою я:
Те
песни мне внушает Бог,
Не петь их не могу я!
О, царь, ни звучный лязг мечей, Ни юных дев лобзанья
Не заглушат тоски твоей И жгучего
страданья!
Но
лишь души твоей больной
Святая песнь коснётся, –
Мгновенно
скорбь от песни
той Слезами изольётся.
И вспрянет дух унылый твой, О, царь,
и торжествуя,
У ног твоих, властитель мой, Пусть за тебя умру я!
1881,
Татой (близ Афин). К.Р.
Ис.30:13
– «то
беззаконие это будет для вас, как
угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой
разрушение
настанет внезапно, в одно мгновение».
Не
в первый раз кричит
петух;
Кричит он живо, бодро,
смело;
Уж
месяц на небе потух,
Струя в Босфоре заалела.
Ещё молчат колокола, А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла, И скоро светлый день настанет.
Вставай
же, Русь! Уж близок
час!
Вставай
Христовой службы ради!
Уж
не пора ль, перекрестясь,
Ударить
в колокол в
Царьграде?
Раздайся, благовестный звон, И весь Восток им огласися!
Тебя зовёт и будит он, — Вставай, мужайся, ополчися!
В
доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный!..
О
Русь, велик грядущий
день, Вселенский день и православный!
Ноябрь 1849. Ф.И.Тютчев
Иез.13:10-15
– «За то,
что они вводят народ Мой в
заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира; и
когда он строит стену, они
обмазывают ее грязью,скажи
обмазывающим стену грязью, что она упадёт. Пойдёт проливной дождь, и
вы,
каменные градины, падёте, и бурный ветер разорвет её. И разрушу стену,
которую
вы обмазывали грязью, и повергну её на землю, и откроется основание её,
и
падёт, и вы вместе с нею погибнете; и узнаете, что Я Господь. И истощу
ярость
Мою на стене и на обмазывающих её грязью, и скажу вам:
нет стены, и нет обмазывавших её»