Вопрос
1851:
7 т.
Часто
ли случалось, что те, кого уже привыкли называть святыми, при жизни
были нерасположены друг к другу, и даже враждебны ?
Ответ:
Меня
это всегда настораживало. Если всё так и было,
то вся их прозорливость чего стоит? Самое простое, под боком у них, и
они не
видели и опростоволосились, как и мы, грешные. Лк.15:28
– «Он
осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его».
Иоанн
Златоуст – 13
нояб.
«Будучи человеком
незлобивым, Епифаний не распознал Феофилова коварства, поверил лжи и,
ревнуя о
благочестии, проклял Оригеновы книги на поместном соборе в Кипре, а
затем
написал Иоанну послание, в котором увещевал его поступить так же. Но
Иоанн, не
спеша с сим делом, продолжал изучать Божественное Писание и
все свои заботы
направлял к тому, чтобы поучать
народ в церкви и приводить к
покаянию
грешников».
Пахомий
Велик. – 15 мая
«Оба
брата теперь трудились уже общими силами. Добытое усердным трудом они
отдавали
нуждающимся. Они проводили очень строгую жизнь. Одетые в грубое
шерстяное
платье, они уходили в жаркие места, где стояли до утра на молитве, не
сгибая ни
колен, ни рук, простертых к небу. Такую всенощную молитву они совершали
очень
часто, хотя ноги их иногда
пухли от напряжения, а москиты до крови кусали их
руки. Если братьев подвижников
одолевал сон, они садились на том же месте,
где совершали свою молитву, но не позволяли себе опираться на
что-нибудь. В
продолжение дня они до тех пор занимались телесным трудом, пока зной от
палящих
лучей южного солнца не делался невыносимым. Ради будущих своих
сожителей
Пахомий начал заботиться об устройстве ограды вокруг того места, где он
подвизался с братом. Пахомий желал, чтобы ограда заключила в себе как
можно
больше места: он ожидал к себе много других иноков. Но Иоанн,
предполагая, что
они всегда останутся вдвоем, недружелюбно смотрел на этот труд. Он даже
портил
умышленно стену, которую они строили. Пахомий однажды сказал ему по
этому
поводу: «Довольно безумия!»
Иоанн
очень
рассердился
и долго потом не мог
успокоиться, хотя Пахомий просил
прощения».
Кирилл
Алекс. – 9 июня.
Не
следует также умолчать и о том, как святитель Христов Кирилл
– этот великий угодник
Божий, при столь великой своей святости, тем не менее имел нечто
зазорное в
себе и противное благочестию, – дабы видеть чудесное его
исправление. Он без
причины гневался на Иоанна Златоустого, – святой на святого.
Это не должно нас
удивлять, потому что совершенство свойственно лишь одному Богу; из
людей же
никто не может быть совершенным сам по себе, если только он не
«И
от
полноты Его все мы приняли и благодать на благодать».
Иоан. 1:16.
Христова; потому-то и святые, как люди, причастны человеческим
слабостям. Такая
слабость была и у святого Кирилла, именно в его отношениях к Иоанну
Златоусту:
он гневался на святого мужа не только при жизни последнего, но даже и
после
кончины его и не хотел поминать его во святых. Такой гнев Кирилла
происходил не
от злобы, но от неведения. Он, с одной стороны, от своего дяди,
патриарха
Феофила, с другой, от других, питавших вражду к Златоусту, слышал много
несправедливых клевет против сего вселенского светильника, и по своему
незлобию
придавал веру лжи, как истине. Ибо написано: Прит.14:15
– «Глупый
верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим».
Константинопольский патриарх Аттик, живший раньше Нестория, в своих
посланиях
убеждал его вписать имя святого Иоанна Златоустого в церковные диптихи,
то есть
– в книги с именами святых. Сам Аттик раньше также был одним
из врагов Иоанна
Златоустого, но потом, сознав невинность сего святого мужа, и вместе с
тем свой
грех против него, раскаялся. Вступивши на патриарший
Константинопольский
престол после Арсакия, он вписал в диптихи и Златоуста и, пока был жив,
увещевал святого Кирилла письмами, в которых просил его поступить так
же. Но
последний не слушал его, не желая ниспровергнуть значение бывшего ранее
собора
против Иоанна, который был созван Феофилом.
Точно
также и святой Исидор
Пелусиот, – родственник Кирилла, муж преклонных лет,
– видя негодование многих
на святого Кирилла за то, что он исключает Златоуста
из числа святых, с
дерзновением писал к нему, увещевая рассмотреть беспристрастно
обстоятельства
осуждения Иоанна Златоуста.
«Пристрастие
не
дальновидно, а ненависть вовсе ничего не видит, – так писал
Пелусиот в одном из
своих посланий к святому Кириллу. – Посему, если желательно
тебе быть чистым от
того и другого недостатка, не произноси необдуманных приговоров, но
подвергай
деяние справедливому суду; потому что и Бог, Который знает всё прежде,
нежели
придет исполнение, человеколюбиво благоволил снизойти с небес и видеть
вопль
содомский, научая нас делать всё по точном исследовании. Ибо многие,
бывшие с
тобою на соборе Ефесском, в посмеяние говорят, будто ты удовлетворяешь
собственной вражде, а не того православно ищешь, что требовалось бы для
Иисуса
Христа. Феофилов он племянник, говорят о тебе, и его держится духа. Как
Феофил
явно излил неистовство свое на богоносного и боголюбивого Иоанна, так и
этому
желательно похвалиться, хотя в положении подсудимого произошла большая
перемена, ибо Иоанн уже претерпел изгнание и теперь не находится в
живых».
В
другом послании святой
Исидор Пелусиот так писал Кириллу:
«Устрашают
меня примеры из
Божественного Писания, и вынуждают писать, о чем должно. Ибо, если я
– отец,
как говоришь сам ты, то боюсь осуждения, какому подпал Илий за то, что
не
уцеломудрил согрешавших сыновей; а если, как вернее знаю, я –
сын пред тобою,
носящим на себе образ великого оного Марка, – то страшит меня
наказание, какому
подвергся Ионафан за то, что не остановил отца, искавшего волшебницы.
Ибо
поелику мог остановить, то умер на сражении прежде согрешившего.
Посему, чтобы
и мне не быть осужденным, и тебя не осудил Бог, прекрати распри, и того
мщения
за собственное оскорбление, какое следовало бы воздать смертным, не
переноси в
живую Церковь, – под предлогом благочестия не производи в ней
вечного раздора».
И
еще в ином месте святой
так писал Кириллу: «Ты спрашиваешь меня об обстоятельствах
изгнания святого
мужа Иоанна; но я не буду подробно писать о том, дабы мне не показаться
человеком, обличающим и осуждающим других, ибо многочисленные
несправедливости
людей ко святому превзошли всякую меру. Я в кратких чертах припомню
тебе
жестоковыйный нрав Египта, который вблизи тебя: он отрёкся от Моисея,
предался
фараону, изъязвил ранами смиренных, озлобил тружеников, устроил города
и не
заплатил платы работникам. Упражняясь в таких-то деяниях, он произвел
на свет
беззаконного Феофила, почитающего золото за Бога; со своими
единомышленниками
он восстал на святого Иоанна – боголюбивого и
проповедовавшего о Боге мужа. Не
смотря на это, дом Давидов утверждается и умножается, а Саулов, как ты
видишь,
изнемогает».
Таковы-то
были писания
святого Исидора Пелусиота к святому Кириллу. Они возъимели на
последнего такое
действие, что он, прочитавши их, стал сознавать свой грех. В
особенности же он
сознал его и совершенно раскаялся тогда, когда был устрашен
следующим видением.
Ему представилось, что он находится на некотором, весьма прекрасном и
исполненном неизъяснимого веселия, месте. Здесь он увидел чудесных
мужей –
Авраама, Исаака и Иакова, и других святых, как ветхозаветных, так и
новозаветных.
Вместе с тем он видел там весьма обширный и светлый храм, красоту
которого не в
состоянии изобразить человеческий язык, и слышал в нем пение
сладкозвучных
голосов. Войдя в сей храм и изумляясь его красоте и великолепию, Кирилл
узрел в
нем в сиянии славы Пречистую Владычицу Богородицу, окруженную
множеством
Ангелов. Среди стоявших вокруг Богоматери находился на почетном месте и
святой
Иоанн Златоустый, сиявший подобно Ангелу Божию, чудесным светом и
державший в
руке книгу своих сочинений; множество дивных мужей окружало его,
подобно
слугам. Все они были вооружены, как бы приготовившись к наступлению. И
вот,
когда Кирилл хотел припасть к ногам Богородицы, чтобы поклониться Ей,
то святой
Иоанн с находившимися при нем оруженосцами немедленно устремились на
него,
запрещая ему приближаться к Пречистой Матери Божией и прогоняя его из
чудесного
храма. Кирилл, видя негодующего против него Иоанна и себя выгоняемого
из храма,
пришел в трепет. Но вдруг он услыхал Пречистую Деву Богородицу,
обратившуюся к
Иоанну с ходатайством, чтобы он простил Кирилла и не изгонял его из
храма, так
как он согрешил перед ним не по злобе, а по неведению. Но Иоанн как бы
не желал
простить Кирилла. Тогда Пресвятая Богородица сказала: «Прости
его для Меня, ибо
он много потрудился для Моей чести, – прославил Меня среди
людей и наименовал
Богородицею».
Когда
Пречистая Богородица
изрекала эти слова, Иоанн немедленно смиловался и отвечал Богородице:
«По
твоему, Владычица, ходатайству я прощаю его». Затем
дружелюбно подойдя к
Кириллу, он обнял и облобызал его и, таким образом, они примирились
друг с
другом в видении.
После
сего видения
святой Кирилл стал часто каяться и осуждать себя за
то, что до того времени напрасно держал гнев против такого угодника
Божия.
Потом, собрав всех египетских епископов, он совершил торжественное
празднование
в честь святого Иоанна Златоустого и записал последнего в церковных
книгах в
сонме великих святых. Таким-то образом снято было пятно, лежавшее на
святом
муже Кирилле, который враждовал против святого Иоанна, причем вражду
между
Своими рабами рассеяла Сама Пречистая Богородица. С того времени, пока
был жив
святой Кирилл, он ублажал святого Иоанна Златоустого похвальными
речами».
Пророк!
Ты призван
Иеговой к
служенью правды на
земле!
Так
кинь же приговор
суровый народу, гибнущему в зле!
Твой век
пред Богом не преступен, твоя душа всегда чиста,
Ты духом
бодр и неподкупен, тобою Божии уста
Глаголят
Божьему народу;
вещая милость и невзгоду!
Пророк!
Взгляни на свой
народ и виждь смятенною душою –
Своею
лживою красою его нечестие гнетет,
И близок он
к паденью снова, и грозен гневный Иегова!
Иди
ж, пророк, ты в царство
лжи, и всем безумцам укажи,
Что
кара тяжкая в грядущем
ниспослана им Всемогущим!
Ал.
Лавров