Вопрос
2759:
13 т.
Как
Вы разрешаете свои конфликты с Вашими сотрудниками ?
Ответ:
Смотря
в чём. Если в материальном, то мне намного проще уступить им и отойти в
сторону. Но если дело касается духовного, то тут наступает серия
разъяснений,
убеждений. Иногда с одного захода окончание на виду, а иногда и
затяжные
письма. Так недавно получилось с о.Нафанаилом, с его письмом к моему
брату по
вере, и затем моим ответом
и его
разъяснением. На том и закончилось. О.Нафанаил свободный
«казак» и он ничем не
связан, потому может себе позволить разговаривать, как сторонний
наблюдатель. Пр.27:9
– «Масть
и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим».
«Милый
мой и драгоценный
Игнатий Тихонович, мир Вам.
Прочитал
Ваш вопрос о
предисловии к 7 т. и Ваш на него ответ. Всё хорошо – у
каждого есть право на
своё мнение по поводу любой ситуации. О том, что разговоры о
благодатности и
безблагодатности в МП запрещены и у вас об этом не говорят - меня
предупредил
Дыбунов в первые же дни моего поселения у вас. Потом Вы лично это
повторяли
неоднократно. Я и не рассуждаю о том, считаете
ли Вы МП благодатной или
нет – это Ваше дело, но о том, что за три года я от Вас ни
разу не слышал,
что МП благодатна или безблагодатна и Вы об этом не
говорите – это факт.
И если я об этом помянул в личном письме другому человеку – в
этом нет никакой
«дерзости» или «лживости». А
цитата из Вашей беседы с о. Кириллом также ни о
чём не говорит: если Вы считаете МП церковью – то это ещё
ничего не говорит о
её благодатности или безблагодатности – католики тоже
церковь, только
еретическая, поэтому они безблагодатны, согласно учению святых отцов.
Теперь
более интересное – о
хитрости подобной екклезиологии (учения о Церкви). Только заметьте,
пожалуйста,
что я не Вас назвал хитрым, и даже не сказал, что Вы хитрите
– здесь уязвляться
Вашему самолюбию совершенно нечем, - речь идёт о церковной позиции,
которая
последние десятилетия характерна для РПЦз, а также поддерживается
некоторыми
другими юрисдикциями (напр. митрополита Оропосского Киприана). Вот эта
позиция-то и является хитрой, т.е. непоследовательной и весьма
выгодной.
И конечно же, я бы не употребил этого слова
«хитрая» в публичной печати, так
как ему можно придать разный оттенок от лукавства до мудрости и
искусности в
ремесле (так в церковных молитвах Бог неоднократно называется
«всехитрецом», а
в словаре русского языка Ожегова есть четыре значения этого слова, два
из
которых отрицательные, а два положительные, означающие
«искусный в каком-либо
деле, замысловатый, мудрёный»), слово было употреблено в
личном письме между
двумя людьми, к Вам относящимся, безусловно, хорошо и главной темой
была отнюдь
не Ваша личность. И я, как автор, и Никита как получатель восприняли
это
совершенно спокойно, ничуть не меняя к Вам своего отношения. Конечно, злонамеренный
человек всегда может истолковать
любые слова превратно, но удивительно, что
так болезненно отреагировали именно Вы. Учтите также, что РПЦз тоже
была членом
ВСЦ и точно также её представители участвовали в молитвах с еретиками,
и ушла она
оттуда не из соображений веры, а в знак протеста, когда МП вступила в
ВСЦ. Так
что экуменические веяния коснулись её в полной мере. Более того, с
другими
поместными церквами РПЦз прервало свои отношения опять же не из-за их
экуменизма, а больше по настоянию МП, которая давила на своих друзей по
приказанию советской власти. Это потом уже РПЦз усвоило гневную
риторику борцов
с ересями.
…Потому
что жесткое
противопоставление означает напряженность в отношениях со властью, а
также
требует большего труда в объяснении мирянам вероучительных различий
между ними
и официальными церквами, потому что простому человеку очень трудно
уловить
разницу – богослужение одинаковое, одежды одинаковые
– где разница. Поэтому,
для того, чтобы удержать у себя верующих, необходимо им постоянно
доказывать,
что те, другие, неправильные… Допустим, что просто исполнять
каноны – это
свидетельство как Вы пишете «монашеской
кастрированности - на всё глядеть
через выжатые, пересушенные мысли, поджаренные на канонах, которые они
вживе и
не понимают», но тогда
Вы выбиваете у себя всякую почву из-под ног, и
получается, что каноны можно не просто нарушать, а поступать абсолютно
вопреки,
если Вы считаете себя половозрелым производителем в действии? Но и без
того
полно таких производителей, которые учат, как нарушать каноны,
придумывая этому
оправдания, их выпускают целыми табунами духовные семинарии. Поэтому,
если
позволите, я останусь на той позиция, какой придерживались святые отцы
и
соборы.
…Есть
ещё один путь –
объявить, что ничего плохого в расколе нет. В общем-то, Вы неоднократно
говорили это, цитируя Деяния: «Но
как некоторые ожесточились и не верили,
злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил
учеников, и
ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна»
(Деян.19:9),
но здесь необходимо учесть, что Апостол Павел отделил учеников от тех
иудеев,
которые не принимали Христа, т.е. которым даже еретиками не были, а
были вовсе
богохульниками. Ну и, конечно же, подобный подход будет противоречить
православному
учению о церкви (Двукр.13,14,15).
Надеюсь,
что
вышеприведённые рассуждения ясно показали, почему современную
екклезиологию
РПЦз я считаю мудрёной, т.е. хитрой. И опять же, смею Вас уверить, что
Вас
лично я в хитрости не обвинял, и не считаю Вас «балаганным
шутом и лицемером»,
как Вы выразились. А о том, что о «благодатности» и
«безблагодатности» говорить
нельзя, это я слышал неоднократно. А о благодатности МП Вы при мне не
говорили ни разу, я бы это
запомнил, т.к. именно эту тему мне часто и со
многими приходится обсуждать. Пойдём дальше. В письме есть ещё один
момент, где
Вы могли заподозрить мою «нелояльность» к Вам
– это слова о молитве с
баптистами. Вы сами неоднократно говорили о своих молитвах с
баптистами, более
того, баптисту в детском лагере предоставляли возможность молиться со
всеми
вслух (Петеримову), не раз говорили о том, что Вы, бывало, длительное
время
ходили к баптистам и они долго не знали, что Вы православный. Это,
конечно же,
явное нарушение многих канонов. Но теперь внимательно перечитайте
следующие
строки моего письма к Санарову: «Ну,
допустим, в частных случаях это может
иметь какое-то оправдание, хотя и шаткое»,
- если бы подошли к этому письму
доброжелательно, то могли бы увидеть, что я нахожу Вашим действиям
оправдание, учитывая
Ваши цели и то, что результатом нередко
было обращение баптистов в
православие. Более того, при
добром отношении, Вы могли бы заметить, что я
просто констатирую факты, не обвиняя Вас ни в чём, и даже напротив,
стараясь
смягчить и оправдать подобные действия. Вам отлично известно, что я
писал об
этом в статьях и другим ставил Вас в пример по этому поводу. Другое
дело, когда
подобные действия - молитвы с еретикам становятся из исключения
правилом и,
более того, преподносятся как нечто нормальное – вот с этим я
не согласен,
потому что это противоречит учению святых отцов, а их я всё-таки уважаю
больше,
чем Вас, к счастью или к
сожалению. Могу сказать ещё и
то, что я сам
неоднократно молился с еретиками и из МП, и из протестантов, находя
себе
оправдания, может быть, это и малодушие. Но мне никогда и в голову не
приходило
учить, что с еретиками можно молиться, потому что нигде, кроме
собственного
мнения, этому обоснования найти нельзя – ни в Библии, ни в
канонах. Разве
только в Ваших словах отцу Кириллу в той же книге «Для Слова
Божия нет уз», где
Вы говорите, что с баптистами молиться можно.
Посмотрев
ещё раз письмо, нашёл ещё слово – «втереться
в доверие», которые
Вы, опять же, совершенно поспешно отнесли на свой счёт.
Меня не раз люди из МП спрашивали: «Если мы еретики, то
почему ты с нами
общаешься, целуешься, молишься?» На что я шуткой отвечал:
«Чтобы в доверие
втереться». И даже если они не соглашались с моими взглядами,
они совершенно
правильно меня понимали, что я искренне желаю им блага и говорю, что
думаю,
ничего не скрывая и желая сохранять добрые отношения, несмотря на
несогласия в
вере. Поэтому, опять-таки уверяю Вас, что, во-первых, в этих словах нет
отрицательного смысла, а во-вторых, они относятся вовсе не к Вам, а к
особенностям это церковной позиции, что можно легко увидеть, если
внимательно
перечитать эти строки.
…Я
же Вам желаю мира и
благодати на пользу окружающим. И учтите, пожалуйста, если даже
некоторые Ваши
взгляды мне кажутся неверными или пагубными, в любом случае моё
отношение к Вам
остаётся самым доброжелательным.
Слава
Христу. С уважением,
иеромонах Нафанаил. (Греция)
1
декабря 2004 г.».
Тов.4:18
– «У
всякого
благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным».
Всю
жизнь со
сновидением боролись
Монахи
и послушники
монахов,
Над
помыслами бдели, усиляя
строгость,
Мариновали
корень в
охи-ахи.
Чего же
проще было их женить,
Плодиться,
размножаться христианству,
Порвать от
иночества сутенеров нить
Под
векселя, в залог обещанного Царства.
Так
сколько ж там талантов
зарубили,
Кастрируя
живые сны и
мысли;
Ножи
словесные безжалостно
скопили, –
Не
зря же плети перед
входом свисли.
Испепеляли
зноем несусветно похоть –
Природа,
созданная Богом, требует своё;
До старости
глубокой корешки не сохнут,
В истоме
сна, увидев водоём.
Сны,
наваждения бесовством
почитались,
За
них себя корили и
казнили;
Их
нервы - струны из
дамасской стали,
И
в каждом самость нильская
в разливе.
Видений
облако и часто сонмы туч,
Монументальное
упрямство учителей-невежд.
Таких хвали
и на огне их мучь,
Но только б
им не мыться, не стирать одежд.
Подножный
корм при изобилье
рядом,
Закупорены
в холод, в
тесноту идей;
Не
высунуть и носа, не
выйти за ограду, –
Бросали
с лёгкостью жену,
своих детей.
Не
перечислить жертвы на алтарь –
Гранитность
несвободы хуже рабства;
Не мы
придумали, – так повелось уж встарь,
Я не сгущаю
над пустыней краски.
А
если бы там Дух Святой
царил,
Слова
Христа имели вес по
всем приметам,
Тогда
б Евангелия свет
пустыни озарил,
Апостолами
стали Магометы.
30.4.05.
ИгЛа