Вопрос
3072:
16 т.
Столько
сегодня говорят про
«дедовщину» в армии.
Почему же при Суворове
её не было ?
Ответ:
В
армии стреляют друг друга. Это разве не говорит о том, что
саморазложение
организма идёт страшными темпами? Но как было в прошлые времена, нам
многое уже
не узнать. Тут и цензура потрудилась, и начальство также умело заминать
подобные дела. Хотя кое-что можно рассмотреть.
«По
традиции училища,
новички, поступавшие в приготовительный класс, становились буквально
рабами
старшеклассников. По установившемуся обычаю, старшие царили над
учениками
второго класса. Наиболее
нахальные выбирали себе среди них
свои жертвы и превращали их в своих слуг, которые были обязаны чистить
им
сапоги, ходить в кухню за кипятком, выполнять за них работы, возлагаемые
поочередно
на группу учеников для поддержания
чистоты в помещении, и выполнять также разные поручения, иногда
рискованные, за
которые полагались наказания, вплоть до исключения из училища.
Отказываться от выполнения этих поручений было невозможно. Жалобы
же начальству рассматривались как доносы и доносчики наказывались уже
«по-серьёзному»:
им устраивали «тёмную», то есть на
наказываемого набрасывали исподтишка одеяло и подвергали побоям.
Избиваемый не видел, кто его бил, и не мог опознать своих мучителей.
Кроме
того, все его сторонились, и никто с ним не разговаривал. В
общежитии – это самое страшное наказание: жить среди людей и
чувствовать себя
отвергнутым, презираемым и окружённым общей враждебностью.
Почему
установился такой обычай, никто не знал. Для меня он был чуждым.
Крестьянская
среда его не знала, он был
неприемлем для меня. Я попал в подчинение неумного и злого ученика.
Его
«опекунство» надо мной началось в первый
же день
моего поступления в училище.
Вечером он подошёл к моей кровати, вытащил из-под тюфяка все доски, а
тюфяк
бросил на грязный пол. На полу я и проспал в первую ночь в распоряжении
своего «благодетеля».
К
частью для меня,
на следующий день была произведена перестановка кроватей, и моим
соседом
оказался Сенька.
Это обстоятельство сыграло
большую роль в моей школьной жизни. Сенька познакомил меня со своей
семьёй, и
мы с ним очень близко сошлись и полюбили друг друга братской любовью.
Благодаря
помощи его покровителя, я скоро освободился от своего мучителя.
Через
год эти рабовладельческие обычаи были
совсем изгнаны из школы. Вот как это произошло. Когда мы перешли из
приготовительного класса в первый (
в России в
большинстве училищ и гимназий классы обозначались в восходящем порядке.
Эта
система существует и до сих пор), в приготовительный класс
поступила группа учеников, детей служащих одного крупного имения,
расположенного
в южных уездах Воронежской
губернии. Эти новички знали
друг друга ещё до поступления в училище. Они
вместе готовились к конкурсу
в школе и
оказались тесно спаянной группой. Они первые начали борьбу против
системы
преследований. Все они отказались подчиняться своему
«хозяину».Чтобы
защитить своих «хозяев», прибежали ученики старших
классов, поборники рабства. Произошла жестокая драка. Некоторые были
серьёзно
ранены. Наш класс встал на сторону взбунтовавшихся.
К
нам присоединились все остальные ученики приготовительного класса.
Таким
образом, ученики двух классов вступили в борьбу против угнетателей,
которые
хотели не сдаваться и отказываться от своих «прав».
Борьба достигла такого
напряжения, что в схватках прибегали к оружию – кинжалам,
сфабрикованным из
напильников, выкраденных из механических и слесарных мастерских.
Наконец вожди
обоих сторон осознали опасность таких стычек, так как дело могло
кончиться
смертоубийством. Они собрались и решили: 1) отменить обычай о
подчинения
учеников приготовительных классов старшеклассникам;
2)
обезоружить всех, у кого имелось оружие,
которым можно было нанести тяжёлое ранение противнику. Для выполнения
последнего
пункта вожди решили выбрать время, когда
все ученики
находились обычно на огородных работах и в помещении
оставались только несколько дежурных учеников, поддерживающих чистоту,
и не
принимавших участия в борьбе. Они открыли все сундучки, вынули из них
оружие и
выбросили его в пруд. Так были уничтожены старые обычаи. Мир воцарился
в школе,
и ученики зажили единой семьёй». Иван
Столяров.
«Записки Русского крестьянина». Париж 1986 г.
стр.451-453
Как
видите, самая настоящая «дедовщина»
процветала уже в начале ХХ века. Суровый режим, телесные наказания,
грубые
нравы, характеризующие Бурсу в России 1-й пол. 19 в., описаны Н. Г. Помяловским
в его «Очерках бурсы». Причины всегда в одном
–
люди не имели встречи со
Христом и живут одним днём.
Бороться с этим злом можно только духовно –
непрерывно
возвещать о Суде Божьем, греметь пророческим гласом. Или
вводить режим тиранов, когда на месте расстреливали за подобные
выходки. Пс.34:10
– «Все
кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого
от сильного, бедного и нищего от
грабителя его?»».
1Кор.12:22
– «члены
тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее».
Мф.12:25
– «Но
Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся
само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в
себе, не
устоит».
На войне не может быть дедовщины – пулю сразу же схлопочет
«дед». А Суворов непрерывно воевал. Да и он был
отцом солдатам, а не так, как сегодняшние пузатые дармоеды.
Обидчики будут наказаны Богом, хотя они и: 2Цар.3:39
– «сильнее
меня; пусть же воздаст Господь делающему
злое по злобе
его!»
Ты
разбирал
серьёзные вопросы,
И
в рассужденьях многого
достиг;
А
нужно было радостно и
просто
По-детски
к Иисусу подойти.
Увидеть
крест, сколоченный поспешно,
И, слыша
Сына Божья
слабый стон,
Понять,
какой ты маленький и грешный
Перед
Любовью вечной и святой.
И
нужно бы бесхитростно и
прямо,
Не
подбирая умных слов и
рифм,
Как
в детстве разговаривал
ты с мамой,
Так
с Ним без промедленья
говорить.
Он хочет,
чтобы радостным, свободным
Ты проходил
по горестной земле,
Чтоб не
напрасно уходили годы,
И ни о чём
потом ты не жалел.
Но
ты с каким-то тягостным
упорством
Всё
мучаешься в поисках
пути.
А
нужно только радостно и
просто,
По-детски
к Иисусу подойти.