Вопрос
3976:
28 т.
Кончатся
ли упрёки разностоящих после воссоединения ?
Или ждать, когда
похоронит этих непримиримых?
Ответ:
Мне
пришлось проповедывать и вести занятия по изучению Слова Божия почти в
бесчисленных аудиториях разных городов и за границей. Пока люди сами не
примут
Христа своим Спасителем, умершим за них, пока лично не пожелают
воскресения из
мёртвых, все убеждения бесполезны. Надобно родиться свыше и тогда всё
побочное
затушуется и сгинет, и останется Христос и ты, сидящий у ног Его.
“Никто никого
не призывает умильно ожидать от этого, более мистико-ритуального, чем
политического события каких-то особых материально-прагматических
последствий.
Более того, с чисто материальной точки зрения, слияние всё
стремительнее
разливающегося Российского моря с последними каплями Белой эмиграции
– событие
не вполне даже подходящее под определение «воссоединения
Церквей». Здесь
уместней было бы услышать «присоединение» или
«восстановление». Но произошло-то
совсем-совсем иное, не вычислимое арифметически, – свершилось
нравственное
выравнивание и взаимопризнание идейных позиций, почти век оспаривающих
друг у
друга право на Истину. И для понимания величия произошедшего потребна
иная
линейка ценностей, нулевой отметкой каковой должно послужить уяснение
причины
спора. Безумный семнадцатый год, беспримерная смута в умах и сердцах
бьющихся
за власть, бесподсчётная драма последовавших десятилетий…
Все эти необозримо
слёзные и кровавые страдания обессмысливают затянувшиеся
юридическо-фарисейские
взаимоупрёки и толкования – от легитимности выборов патриарха
Тихона до захвата
храмов в начале 90-х. Ведь административный разрыв, едва не повлёкший
за собой
новый церковный раскол, как раз и прошёл по всё тому же древнему
фарисейскому
искушению: а отдавать ли кесарю кесарево? Христос ответил –
отдавать. Но как
можно было благословлять антихристианскую по своей природе силу? Как
можно было
молиться за сатанистов-христоненавистников, искавших убить не тело, а
народную
душу? В том-то и ужас, что власть наступала не кесарева, а иродова. И
однозначного ответа тогда никто не знал. Для меньшинства, оказавшегося
в
чужестранном «рассеянии», русское время
остановилось. Их подвиг сошёл в
стоическое хранение вынесенных и вывезенных ими с проигранных полей
сражений
знамён и хоругвей.
Для
большинства, попавшего
под «пленение», война продолжилась –
тяжкая, страшная по потерям, затянувшаяся
не на одно поколение, порой до приступов отчаянья изматывающая
отступлениями и
уступлениями. Война уже не физическая, а духовная. Для
«рассеянных» непримиримость
с коммунизмом, даже в малом неотступчивость от буквы, являлась главным
самооправданием. Для «пленённых» утешением служило
видимое выдыхание и
вырождение интернационал-троцкизма, с постепенным возвращением пусть
искажённой
и искалеченной бездуховностью, но государственно-традиционной русской
имперскости.
Они стояли. Мы отстаивали. Кто был «чище»? Патриарх
Сергий посылал Сталину
поздравления с годовщиной Октября, а Зарубежная Церковь причащала
сотрудников и
соратников гитлеровского фашизма. Кто же был
«чище»?! И сегодня однозначного
ответа никто не знает. Но всё же, как можно было молиться за
христоненавистников, искавших убить не тело, но народную душу? Судить
не нам.
Но мы, жившие и живущие на своей земле, теперь можем, имеем право
засвидетельствовать промыслительность принятого когда-то нашими
иерархами
гражданского крестоношения. И сегодняшнее воссоединение с непримиримыми
хранителями законничества – есть признание ими нашей победы.
Впервые открыв для себя русскую эмиграцию в конце 80-х, я был поражён и
придавлен пафосом её обличительства. Американцы и аргентинцы,
австралийцы и
французы, партиями прибывавшие из-за распахнувшегося
«занавеса», они так
страдали за «матушку Россию», так призывали нас к
«духовному возрождению» и «народному
покаянию»… так убеждали, что истинное Православие
только у них, там, где-то в
тридевятом царстве, тридесятом королевстве, а здесь лишь КГБ, экуменизм
да
стяжательство… Сцены, аудитории вузов, школы, клубы, лагеря
и дачи – сколько же
публики тогда собирали они на своих выступлениях! Им рукоплескали, ими
восхищались, гордились знакомством, звали вернуться на столь горячо
любимую
Родину. Но, завершив турне, все «страдающие» и
«возрождающие» к осени
благополучно отбывали к себе во Францию, в Америку, Аргентину, оставляя
за
собой шлейф осуждения священноначалия, растревоженные
клириками-перебежчиками в
«зарубежку» приходы, смуту в оценке истории своей
Родины, своего народа. Ведь
ещё не разбирались мы, не умели различать того, что три волны эмиграции
из России
имеют различные природы. Первая была действительно вынужденной
– без выбора где
жить, просто решавшая – жить ли вообще. Вторая, не вся, но в
большинстве своём,
состояла из власовцев, полицаев и коллаборационистов, бежавших от
преследований
не за сословную принадлежность, а за личные военные преступления. А
прибывающие
к ним чуть позже диссиденты зачастую являлись или агентурой ЦРУ, или
КГБ, или
всех спецслужб разом. Третья волна –
перестроечно-экономическая, уже вовсе
шкурная, о ней здесь нет и речи. Впрочем, последняя и не особо
страдает: из 60
000 русскоговорящих жителей Сан-Франциско на воскресные службы приходит
менее
процента. Остальные не портят уикенд ранним вставанием. Так вот,
эмиссары
покойного ныне митрополита Виталия, активисты скаутского (ОРЮР)
движения,
белоказаки, НТСовцы и прочие «страдающие» и
«возрождающие» наперебой выдавали
себя за Белую эмиграцию, практически ушедшую к тому времени в лучший
мир. На
самом деле являясь урождёнными и укоренёнными американцами, англичанами
или
французами «русского происхождения». Либо же детьми
власовцев. И при этом от
священных имён владыки Иоанна (Максимовича),
Ивана Солоневича и Ивана
Ильина они страстно и гневно требовали от нас всенародного покаяния за
«цареубийство» и
«сотрудничество». А самое главное –
призывали к возрождению.
Но возродиться может только умершее. Как может родиться – не
бывшее?” Сир.22:30
– “Когда
нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу”.
Рим.2:1
– “Итак,
неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом,
каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого],
делаешь то же”.
Из
сверстников
моих ни одного,
Кто
на арене жизни был
бойцом...
Один
по пьянке сам лишился
ног —
Залез
под роковое колесо.
Тот спился,
тот повесился, как пёс,
Попался на
аферах, скромных кражах,
Тот без
зазренья с производства нёс —
В этап
позорный вором разнаряжен.
Ничем
не лучший, я один из
них,
Мы
вместе куролесили по
пьянке,
У
каждого свой пик и
эпикриз возник –
До
срока в гроб сыграли,
скрылись в яме.
А мне,
нескромному, нещадно повезло,
Святая
Библия приблизилась вплотную.
Открылась
тайна, что во мне всё зло, —
С тех пор
счастливый во Христе ликую.
Смерть
каждого из
сверстников моих
Ко
мне стучалась, вызванная
мною…
Час
встречи со Христом, как
вспышки миг,
Когда
святою Кровью грех
мой смоет.
И прошлое
ущельем отделилось,
Рожденье
свыше обновило разум,
На первое
свидетельство дал силы,
Быть в
винограднике, а не зевакой праздным.
Строитель,
сторож, воин и
рыбак –
Все
должности мои в
духовные свернуло;
Разнёс
кусков Господних
короба,
Сам
видел оживлявшиеся
трупы.
За что
такие милость и избранье?
Не по делам
Бог чудом осенил!
Есть Бог и
Суд – об этом слышал раньше,
Но через
Библию все воплотились сны.
Лишь
детям сверстников,
скукоженным в чаду,
Могу
дарить по Новому
Завету,
Но
к свету Истины пока что
не идут,
К
отцам погибшим тянутся – не к свету.
29.06.08.
ИгЛа