Вопрос
789:
2 т.
Где
граница между
обличением и осуждением ?
Ответ:
То,
что эти вопросы люди ставят рядом, говорит о
практическом смешении этих понятий. Обличить – значит выявить
с конкретной личностью
отношения, показать его неправоту. Даже с упреком, но намерение
остается одно –
исправить, а это, хотя бы было и хирургическое вмешательство
– есть действие
любви, призыв к жизни, к выходу из тьмы в свет. Осуждение –
это вынесение
приговора, реквием, смерть, здесь уже никакие ходатаи не помогают.
Людям дано
право осуждать, но при одном условии, если этот суд будет праведным, а
вот
этого-то как раз и нет. Мы судим предвзято, и мы видим у осуждаемого
всё худшим, чем у нас, не зная в действительности, как он выглядит
перед лицом Божиим.
Иак.4:12
– «Един
Законодатель и Судия,
могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»
1Кор.4:5
–«Посему
не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который
и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда
каждому
будет похвала от Бога».
Обличать можно не каждого, но когда есть
надежда на исправление; и здесь всегда есть два варианта: примет он
обличение
или не примет, и нужно приготовиться к любому исходу. При осуждении же
всегда
только один вариант: вынесение приговора, притом окончательного. Прит.9:8
–
«Не обличай кощунника,
чтобы он не возненавидел
тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя».
Прит.13:1 – «Мудрый
сын
слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения».
Прит.15:12
– «Не
любит распутный обличающих
его, и к мудрым не пойдет».
Прит.19:20
– «Слушайся
совета и принимай обличение, чтобы
сделаться тебе впоследствии мудрым».
Прит.25:12
– «Золотая
серьга и украшение из чистого золота
– мудрый обличитель для внимательного уха».
Прит.28:11
– «Человек
богатый – мудрец в глазах своих, но
умный бедняк обличит его».
Прит.29:15
– «Розга
и обличение дают мудрость; но отрок,
оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».
Еккл.7:5
–
«Лучше
слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых».
Сир.20:29
– «Угощения
и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах,
отвращают обличения».
Прем.Сол.4:16
– «Праведник,
умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность
–
долголетнюю старость неправедного».
2Фесс.2:12
– «Да
будут
осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».
1Тим.5:12
– «Они
подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру».
1Тим.5:24
– «Грехи
некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых
открываются впоследствии».