Вопрос
1076:
3 т.
Вы
как-то
говорили, что если человеку плохо в
храме, значит это следствие какого-то
греха. Какого? И на чем основано Ваше
мнение?
Ответ:
А
как вы считаете, если
увидите такую картину, которая случилась у нас. Наш лагерь не
оздоровительный,
а трудовой, парализованных детей здесь нет. Все дети ежедневно играют,
бегают,
никаких жалоб на здоровье ни у кого нет. Это подтверждают и их
медицинские
справки. Начинается служба в храме, июль, прохладная погода. С разных
сторон
храма открыты двери, храм полупустой, дети стоят нормально. Началась
служба,
прошло минут пять. Крепкий здоровый мальчик лет четырнадцати закачался,
побледнел и упал. Он мог придуряться
и упасть, но как
он мог умышленно сделать, чтобы на лице у него не было ни кровинки,
лицо было,
как белая
простынь. Мы его подняли и положили на
широкую лавку перед храмом. И едва выносившие успели шагнуть в храм,
вслед за «Ананией»
падает «Сапфира». Деян.5:9
– «Но
Петр
сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в
двери
погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут».
Выносят одетую по форме лагерную красавицу, а обморочный
уже сидит, хлопает глазами. Заходят носильщики в храм – еще
двое лежат, понесли
и этих. Надо молиться, а тут хоть святых выноси. Оказалось, краткое
расследование установило, что все они любители компьютерных игр. Нужны
еще
доказательства?
Готовится
к венчанию молодая пара, оба статные, бывшие бальные
танцоры. Венчание идет почти на улице, свежий воздух. Я решаюсь позвать
на это
торжество наших соседей, пастухов. Возвращаюсь, а около батюшки стоит
одна
невеста, жених лежит у ее ног. Какой-то обморок, о чем-то напоминает.
Не от
радости же он повергся к ее стопам! Когда в храме читают Евангелие или
поется
Херувимская, требуется особое благоговение, тишина. И вдруг раздаются
невыносимые вопли. Быть может, от перенапряжения нервной системы, от
испуга? Но
кричат очень ясные слова, и очень недружественные по отношению ко
Христу. Почему? Даже малые дети начинают рваться на
улицу, им дурно, плохо, они задыхаются. Но едва перешагнут через
церковный
порог, они сразу делаются жизнедеятельными и интересными. А уж
какой грех у человека, пусть он сам определяет и не только на исповеди.
Во
времена Иоанна
Златоуста, когда
случались конские скачки, столичный константинопольский кафедральный
собор был
почти пустой. Видимо, патриарх исповедовал своих не ревностных прихожан
и
узнавал, в чем дело. Напоминаю, что это был 401-402 гг. по Рождестве
Христовом, и тогдашние зрители, номинальные христиане давали абсолютно
тот же
ответ, что и сегодняшние: в храме душно, у меня аллергия (астма), нечем
дышать,
жарко. И святитель подробно разбирает каждое слово и доказывает, что в
храме
прохладно, а там вы сидите целый день под палящими лучами солнца. В
храме
свободно можно стоять и даже присесть, и воздух чистый, а на ипподроме
тучи
поднимаемой пыли, и вы, однако, ранним утром впотьмах бежите захватить
место,
как в преисподнюю занять очередь. Вот откуда мое убеждение, что в храме
всегда
хорошо. Лица родных, благословение священника, ангельское пение, покой
на
сердце, обновление сил и полная умиротворенность, наслаждение всем пяти
органам
чувств, благоухающий ладан, сладостные хлебы и причастие, умягчающее
помазание
и во всем благодать. Как может быть плохо, если ты пришел в дом Отца
своего.
Можем ли мы предположить, что блудному сыну после его возвращения было
худо до
обморока за столом любящего отца? Господь Христос ратовал за чистоту
только
одного места на земле – храма, дома молитвы.