Вопрос
1314:
4 т.
Как
отличить
смирение от безразличия, когда
общаешься с разными людьми: друзьями,
начальниками, врагами? Когда смиряться, а когда нужно протестовать?
Ответ:
Как
только христианство
при императоре Константине стало государственной религией, путь
монашествующих,
их образ жизни, их наставления стали основными во всем христианстве.
Люди
вообще перестали обращаться к Библии как светильнику, к советнику. Всё
перешло во
внешнее. Смирение монашествующих вошло в фазу
соревнования: кто лучше, кто оригинальнее покажет
как
это делать. Монашествующие
забыли о мире совершенно, о
том, что там делается. Слово
«смирение» заняло всё сознание,
и уже не разбирали, где – смирение, а где –
безразличие.
Появились
молчальники, затворники, в жизни которых Евангелие не
играло практически никакой роли. Шла борьба со страстями внутри себя.
Сегодня
трудно найти житие того времени, которое бы ни в чем не погрешало
против
евангельских истин. Даже Арсений Великий выводит афоризм, исходя из
слышанного
им от кого-то слова: «Беги и молчи». О том, что
каждое свое слово и каждую
минуту молчания нужно сверять с Библией, не было речи практически
полторы
тысячи лет. Жизнь пророков стала неизвестной ни народу, ни пастырям.
Они просто
уходили в пустыню, закрывали глаза и уши, они прятались от бед
народных, от
развращения наций. Забота была одна: спасти свою душу. Вновь пришедшие
входили
в полнейшее подчинение старцам, и ничего не хотели ни видеть и ни
слышать кроме
слов своего учителя – «послушание выше жертвы и
молитвы». Капкан закрылся.
Жертва уже никогда не могла вырваться из него, ибо эти афоризмы, а не
слова Библии
считались основой. Находились такие подвижники, которые всю жизнь
путешествовали и собирали подобные летучие фразы, составлялись
«прологи» и
«духовный луг», в которых молчание и безразличие ко
всему внешнему ставилось на
первое место.
Если
бы в то время кто-то собрал этих подвижников всех в одно место
и провел с ними беседу хотя бы по одному стиху Апостола Павла,
тщательно
разбирая каждое слово, после этого слово Апостола Петра и пророка Иезекииля,
то что бы они ответили? У своего такого же
учителя и старца молодые в свое время учились, у таких же
как они. 1Тим.4:16 –
«Вникай
в себя и в учение; занимайся сим
постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».
2Пет.1:19 – «И
притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы
хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в
темном
месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в
сердцах
ваших».
Иез.3:18
– «Когда
Я скажу беззаконнику: «смертью
умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы
остеречь беззаконника
от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в
беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих».
В
каждой конкретной обстановке нужно знать, чего от нас хочет
Господь. Об этом нужно молиться и хорошо знать Слово Божие. Бывает, что
ситуация полностью схожа с
предыдущей, но в одном
случае нужно молчать, а в другом протестовать. Иоан.16:13
–
«Когда
же приидет
Он, Дух истины, то наставит вас на всякую
истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит,
и
будущее возвестит вам».
В каждом конкретном случае человек должен
совершенно точно знать на основании
какого места
Священного Писания он собирается действовать. Есть афоризм:
«слово – серебро, а
молчание – золото», но это не всегда так. Прит.15:23
– «Радость
человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!»
Бывает
человека справедливо называют
в каждой бочке
затычкой, и ему никто не рад. Сир.20:8
– «Многоречивый
опротивеет,
и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден».
Такой
пытается учить других, сам ничего не понимая и не соображая. Прит.18:2
–
«Глупый
не любит знания, а только бы выказать свой ум».
Нужно
смотреть и на то, какой твой возраст, твое положение, как тебя здесь
принимают,
нужно очень тонко чувствовать обстановку, климат в данной местности. Сир.20:7
– «Мудрый
человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный
не будет ждать времени».
Еккл.10:14
– «Глупый
наговорит
много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет
после
него?»
Прит.18:14
– «Кто
дает ответ не выслушав, тот глуп,
и стыд ему».
Сир.32:9
– «Говори,
юноша, если нужно тебе,
едва слова два, когда будешь спрошен».
На
стены он кругом смотрел как на тюрьму,
Он
обращал к окну горящие зеницы,
И
света Божьего хотелося
ему –
Хотелось
воздуха, которым дышат птицы.
Афанасий
Афанасьевич Фет («Больной»)