Вопрос
2824:
14 т.
Андрей
Кураев как-то выразился, что духовная
болезнь и душевная – это не
одно и то же. Как Вы считаете, в чём
разница?
Ответ:
Андрей
Кураев прав. Но этот ответ дан совсем уж не духовным людям, над
которыми
в таком простом ответе «гигантски» возвышается
диакон патриархийный.
Что тут за мудрость?
Это всё
равно, что
спросить, есть ли разница между телом и душой. 1Кор.2:14
– «Душевный
человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает
это
безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».
1Кор.15:44-49
– «сеется
тело душевное,
восстает тело
духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
Так и написано:
первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух
животворящий.
Но не духовное
прежде, а душевное,
потом духовное.
Первый
человек — из земли, перстный; второй человек —
Господь с неба. Каков перстный,
таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили
образ перстного,
будем носить и образ небесного».
Душевное,
значит плотское, для этой жизни нужное лишь. Но
слово «душевный»
употребляется со значением
«проникновенный, сострадательный, жалостный». Иез.27:31
– «и
остригут по тебе волосы догола, и опояшутся вретищами, и заплачут о
тебе от душевной
скорби горьким плачем».
Иногда словом «душевный» показывают внутренние
переживания души.
Иак.3:15
– «Это
не есть мудрость, нисходящая свыше, но
земная, душевная,
бесовская».
Иуд.1:19
– «Это
люди,
отделяющие себя (от единства веры), душевные,
не имеющие
духа».
2Макк.2:26
– «мы
озаботились доставить душевное
назидание
желающим читать, облегчение старающимся удержать в памяти и всем, кому
случится
читать, пользу».
2Макк.4:37
– «Антиох,
душевно
огорчённый и тронутый сожалением, оплакивал добродетель и великое
благочиние
умершего».
Прем.Сол.17:14
– «то
были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным
унынием,
ибо находил на них внезапный и неожиданный страх».
Духовное
же всегда имеет
только один смысл – небесное, возвышенное, спасительное,
возрождённое. 1Пет.2:5
– «и
сами, как живые камни, устрояйте
из себя
дом духовный,
священство
святое, чтобы приносить духовные
жертвы,
благоприятные Богу Иисусом Христом».
Рим.1:11
– «ибо
я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное
к
утверждению
вашему».
1Кор.2:13
– «что
и
возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными
от Духа
Святаго,
соображая духовное с духовным».1Кор.9:11
– «Если
мы посеяли в вас духовное,
велико ли то, если пожнем у вас
телесное?»
Еф.6:17
– «и
шлём спасения возьмите, и
меч духовный,
который есть Слово Божие».
Кол.3:16
– «Слово
Христово да вселяется в вас обильно, со
всякою
премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием
и духовными
песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».
Болезнь
душевная – болезнь тела, и лечат её в
поликлинике, в больнице, на курортах и в Церкви. Сир.38:1
– «Почитай
врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его».
Иак.5:14
– «Болен
ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть
помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне».
Духовная же
болезнь – есть отступление от Господа и лечат её только
духовные люди, даже
если они не имеют духовного сана. Гал.6:1
– «Братия!
если и впадёт
человек
в какое согрешение, вы, духовные,
исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы
не быть
искушённым».
1Кор.3:1
– «И
я не мог говорить с вами,
братия, как с духовными,
но как с плотскими, как с младенцами во Христе».
Рим.8:5-6
– «Ибо
живущие
по плоти о
плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
Помышления плотские
суть смерть, а помышления духовные
— жизнь и мир».
Великое
в малом
суметь рассмотреть,
–
Да
видел ли это в
пророчествах Нилус?
Урок
взять из прошлого,
было бы в прок
Вырезать
опухоль, смертную
гнилость.
А суть же
отнюдь и не в
«Протоколах»,
Которые
могут подделкою быть,
А в том,
что из древности тучи и всполохи,
И слышим ли
гики и цокот копыт.
И
это не главное, пусть и
не малое,
Познать
от кого эти беды,
за что,
И
видим ли пленных с глазницами
впалыми,
И
наши страдания Бог нам
зачтёт?
Планы
масонам и душам бессонным,
Что
сбудется вскоре, а что – никогда.
«Когда
я умру, – рассудить бы резонно, –
Что мне до
того, если душу продам».
Не
только кагал, но то
явно, то тайно
Грех
гнул под себя, под
бесовское рабство;
По
малому
прихотям платятся дани.
И
жил с похотями, страстями
был распят.
То спал на
молитве, то пост нарушал,
Вкушал
недостойно
святейшего
Агнца;
Что мне до
того, что погибнет кагал,
Когда сам в
аду, где нет влаги на пальце.
Помалу
и в малом
неверность Иисусу –
Кидало
то влево, то вправо
валило,
Огромные
минусы, маленький
плюсик,
И
веянье Духа всё мимо и
мимо.
А проигрыш
общий глобально-большой,
Погашен был
свет, навалилась вдруг тьма.
Блажен,
если Бог тебя всё же нашёл,
Быть может,
над пропастью с риском поймал.
Забыть
благовестие – это не
мало,
Зарыть
свой талант в
монастырских уставах;
Напёрла
вода и строенье упало…
Так
сколько ж зарыто в молчанье устами?!
21.11.05.
ИгЛа